«Я двадцать пять лет читаю критику на мои рассказы,
и ни одного ценного указания не помню, ни одного доброго совета
не слышу, только однажды Скабичевский произвёл на меня
впечатление: написал, что я умру в пьяном виде под забором»
В области науки в предельном / идеальном варианте это - развитие анализируемой работы.
Я исхожу из того, что Автор изначально создаёт работу для некого сообщества (а не для себя лично), поэтому профессиональный Критик помогает всем – в том числе и Автору – сделать ещё 1 шаг вперёд…
Очевидно, что работа на этом уровне связана с высокой – человеческой и профессиональной – культурой Критика.
Интересно мнение инженера (!) и писателя А.П. Платонова, высказанное им в 1927 году:
«Надо изобретать не только романы, но и методы их изготовки. Писать романы - дело писателей, изобретать новые методы их сочинения, коренным образом облегчающие и улучшающие работу писателя и его продукцию, - дело критиков, это их главная задача, если не единственная. До сих пор критики занимались разглядыванием собственной тени, полагая, что она похожа на человека».
Платонов А.П., Фабрика литературы (о коренном улучшении способов литературного творчества) / Взыскание погибших: Повести. Рассказы, Пьеса. Статьи. М., «Школа-Пресс», 1995 г., с. 600.
Наибольшее распространение получили более слабые варианты критики:
- поиск недостатков без предложения вариантов развития;
- выяснение личных отношений;
- самоутверждение за счёт критикуемого и т.п. неконструктивные стратегии, характерные для неудачников.
Викентьев И.Л., Методика оценки методик