Построение научных концепций. теорий, моделей
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
Выход значимых произведений по тематике VIKENT.RU
X
Построение научных концепций. теорий, моделей
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
Выход значимых произведений по тематике VIKENT.RU
X
Пьер Жане имел практику как психолог, а также посвятил проблеме личности множество статей и несколько курсов лекций в Коллеж де Франс. По материалам одного из прочитанных курсов им была опубликована книга: Психологическая эволюция личности / L'evolution psychologique de la personnalite.
До этого психологи описывали личность лишь как некую статичную структуру. Именно Пьер Жане предпринял попытку описания жизненного пути «во времени» с учётом биологических, психологических, культурологических и этнографических особенностей.
«П. Жане выделяет разные уровни поведения человека (семь уровней). К первому уровню он относит рефлекторные акты. Это самый низкий уровень поведения. Ко второму уровню он относит отсроченные перцептивные действия. На этом уровне поведение приобретает опосредованное строение (двухфазное строение: подготовку и завершение действия). Третий уровень поведения включает в себя элементарные социальные акты (например, акты подражания). К четвертому уровню П. Жане относит элементарные интеллектуальные акты.
На пятом уровне манипуляция с реальными объектами приводит, по мысли П. Жане, к формированию так называемых интеллектуальных объектов. Особенно интересно его описание, как человек рассматривает фотографию своего друга. Он берёт в руки портрет, улыбается ему, мысленно беседует с ним, переживает тёплые чувства к нему и вместе с тем обращается с ним как с вещью, кладёт в ящик стола. Этой иллюстрацией Жане хотел показать, что реальный объект, которым человек манипулирует, может выступить в виде символа интеллектуального акта. Хотя П. Жане не употребляет термин «замещение», но данной иллюстрацией он подводит к этой проблеме. Человек обращается с портретом как с картоном, но этот картон вызывает «интеллектуальный акт», переживание.
Шестой уровень поведения - это уровень умственной деятельности, мышления. которое П. Жане считал производным от практического действия. Таким образом, Жане уже поднимал вопрос об интериоризации действия, вопрос о генетической связи мышления и действия, вопрос, который нашел свою разработку в нашей психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.).
В качестве высшего, седьмого, уровня поведения Жане называет созидательную трудовую деятельность человека. Жане настаивает на том, что именно трудовая деятельность формирует произвольность внимания, волевое усилие».
Зейгарник Б.В., Теории личности в зарубежной психологии, М., «Издательство Московского университета», 1982 г., с. 86-87.
Другую концепцию психологической эволюции личности предложила Шарлотта Бюлер