«Всего несколькими десятилетиями раньше, в пору золотого века западной культуры (до первой половины XIX века включительно), порядок был один - и быть не могло никакого другого.
В каждой сфере искусства каждой крупной европейской страны существовал корифей-кумир (реже двое-трое), не знать которого для просвещённого человека было предосудительно.
Сразу за ним шёл десяток-другой поэтов, вообще художников второго ряда (в России они так и назывались: «поэты пушкинской поры»). Знать хотя бы некоторых из них было желательно, но не обязательно.
А иерархию замыкали сотни любителей, произведения которых были рассчитаны на домашнюю аудиторию («я пишу стихи в альбом...»). Таким образом, система «художник - его аудитория» была строго сбалансирована веками.
А теперь вообразите, что на чердаках Парижа вдруг появляется десяток или сотня умирающих от голода Вольтеров. Как им пробиться к своей аудитории? Единственный способ: стать модными. А как именно? […]
Что проделали, по сути, помянутые выше «проклятые поэты»? Они использовали запретный дотоле приём - ввели инструментарий антикультуры (тогда ещё гомеопатическими дозами) в произведения культуры. И получили взрыв. Скандал, Славу, Подражание, Моду. Ну как если бы хулиган ворвался на поле для гольфа и избил играющих на ней джентльменов любой клюшкой для этой игры.
Западное искусство второй половины XIX века стало разительно меняться на глазах. Хотя некоторые корифеи золотого века дожили почти до конца этого столетия или даже до начала следующего.
В прозе появились описания интимных сцен (где раньше ставились многоточия), правда, до времени в рамках определенных приличий, без привычных нынешних гнусностей.
В драматургии появились либо натурализм, либо фиглярство на грани цирковых номеров (то есть переход в совсем иной жанр).
В музыке какофония стала все настойчивее одолевать симфонию. Появилась «мёртвая музыка». Или стало выдаваться за музыку то, что раньше было лишь музыкальным фоном какого-то действия на сцене или на экране. И пришлось бы европейской музыке умереть естественной смертью, если бы её одряхлевшее тело не оживил волной пылающей крови негритянский джаз.
В живописи начались выверты - самые разные, только бы подальше от классики золотого века. И вскоре дело дошло до ещё одного скандального сказочно-андерсеновского «чёрного квадрата» абстракционизма, который любой дебил может легко изобразить.
Ваяние словно поставило себе целью возможно дальше уйти от классических античных образцов к более древним оригиналам каменного века.
Наконец, архитектура нашла себе идеал в виде нагромождения заводских пролетов. Правда, не сразу. А пройдя через стиль модерн, аккумулировавший очарование кладбищенского склепа».
Бестужев-Лада И.В., Очень уж краткая история человечества с древнейших времён до наших дней и даже несколько дольше, М., «Институт экономических стратегий», 2007 г., с. 142-144.