«Придавая огромное значение роли руководства в театре, мы сегодня помещаем «Правила для художественных руководителей и режиссеров».
1. Если ты непременно хочешь иметь своё лицо - не забудь предварительно обзавестись собственной головой. Все попытки обойти это правило кончались неудачно.
2. Вступая в должность, не объявляй официально, что всё происходившее до тебя - было ужасно, а что отныне - всё будет прекрасно. В своё время это уже было сказано твоим предшественником.
3. Большое впечатление производит чтение репертуарного плана, составленного на пять лет вперед. Ещё эффектнее было бы составить план на пятьдесят лет вперед, этим можно было бы связать потомков по рукам и но ногам. К счастью, резонанс от такой литературы длится не более недели, после чего сам составитель плана о нем забывает.
4. Водружая в театре надпись - «ДОРОГУ МОЛОДЁЖИ!», лучше располагать её вдоль этой дороги, а не поперёк.
5. Выдвигая молодую актрису на хорошую роль, постарайся выпустить премьеру до выхода этой актрисы на пенсию.
6. Если ты любишь ставить скучные спектакли, будь человечен и печатай на обороте программок кроссворды. Введение в зрительном зале игры в домино нежелательно, так как она отвлекает актёров.
7. Не растворяйся в актёрах без остатка. Загадочная картинка - «Где режиссёр?» уже достаточно использована, и зритель ищет других развлечений.
8. Имей в виду, что актерам свойственно быть в одном из двух состояний: а) переутомлённость от перегрузки и б) опустошённость от недогрузки. Переходные стадии встречаются крайне редко. Старайся держать актёров в первом состоянии, это полезнее для дела.
9. Если ты задаёшься целью угодить у себя в театре каждому, то очень скоро будешь ненавидим всеми.
10. Не бросайся обещаниями. Актёр, не сыгравший роли Гамлета, которую ты ему обещал, утешит себя тем, что сыграет роль твоего могильщика.
11. Знай, что ничто так не укрепляет здоровья основного исполнителя, как наличие талантливого дублёра. Поэтому гигиена труппы требует внимания ко второму составу.
12. Критик, приглашённый тобою на должность завлита, не может уже ругать тебя по соображениям этическим. Всё, что этика может ему позволить, - это ругать твоего соперника.
13. Бойся авторов, слишком хорошо читающих свои пьесы - за мужчин, за женщин, на разные голоса изображающих шум ветра, лай собак, фабричные гудки, звон колоколов и пр. Не принимай пьесу, не прочитав её глазами.
14. Если у тебя в театре завелись люди, которые тебе в лицо говорят, что ты - гений, загримируйся художественным руководителем соседнего театра и в этом виде возобнови с ними разговор. Если они и при этом будут настаивать на своём утверждении - ты выяснишь одну несомненную истину: что не умеешь гримироваться.
15. Относись терпимо к взглядам твоего соперника, особенно если основное различие в ваших взглядах на театр заключается в том, что он собирает фарфор, а ты - фаянс.
16. Помни, что лучшая поваренная книга не служит оправданием испорченного обеда. Поэтому качество поставленного тобой спектакля значительно существеннее того, по какой системе ты этот спектакль ставил.
17. Некоторые полагают, что творческие декларации служат дополнением к практической деятельности. И если чего не хватило на деле, то можно добавить на словах. Это неверно».
Акимов Н.П., Правила хорошего тона / О театре, Л., «Искусство», 1962 г., с. 301-303.