Отклонения от средних способностей по Анне Анастази

«Интеллект может быть идентифицирован с коэффициентом интеллекта (IQ),  получаемым с помощью интеллектуальных тестов. Такие тесты, по меньшей мере частично, отражают понятие интеллекта, преобладающее в той культуре, в которой они разрабатывались. Большинство современных интеллектуальных тестов измеряют главным образом формальные способности или такие комбинации способностей, которые требуются для успешного получения знаний. […]

Нижний и верхний крайние диапазоны распределения IQ составляют умственно отсталые и талантливые индивиды.

Поскольку это распределение непрерывно, постольку нет резкой границы между данными группами и нормальными индивидами. Результаты тестирования интеллекта показывают, что умственная отсталость обычно сопровождается IQ ниже 70, что составляет от 2 до 3% всего населения.

Определение нормы и умственной отсталости, а также анализ индивидуальных случаев должны основываться не только на измерении IQ, но и на обстоятельном исследовании интеллектуального развития индивида, его образования, социальной компетенции, физических условий и семейной ситуации. Хотя некоторые, довольно редкие формы умственной отсталости и являются следствием дефективной генетической основы, можно отметить существование многочисленных внешних пре- и постнатальных факторов физической и психологической природы.

Группу интеллектуально одаренных составляют дети, у которых IQ выше 140 (1% всего населения). Было показано, что такие дети здоровы, имеют хороший эмоциональный тонус, успевают в школе, имеют широкий круг интересов. По достижении зрелости эти дети часто обнаруживают превосходство также и в специальных видах деятельности. Другой способ исследования интеллектуально талантливых индивидов состоит в прослеживании жизни и анализе достижений ученых и знаменитых людей прошлого. […]

Выполнение интеллектуальных тестов продолжает улучшаться по меньшей мере до 20-летнего возраста. У высокоинтеллектуальных людей, в особенности имеющих университетское образование, а также у тех, кто занят умственным трудом, такие улучшения могут продолжаться в течение всей жизни. В более простых случаях тестируемые способности имеют тенденцию снижаться после 30 лет; в наибольшей степени ухудшается решение задач на скорость реакции, зрительное восприятие, на выявление абстрактных пространственных отношений. Пожилые люди тоже могут обучаться, однако с большим трудом, в особенности когда задача конфликтует с устоявшимися навыками. […]

Данные показывают, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механических отношений, математическим рассуждениям, а женщины превосходят мужчин по ловкости рук, скорости восприятия, счёту, памяти, беглости речи и другим задачам, включающим речевые навыки. Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, а у женщин - социальная ориентация. Половые различия способностей и черт личности зависят как от биологических, так и от культурных факторов. Влияние биологических условий может быть совсем прямым, например роль мужских половых гормонов в агрессивном поведении, или косвенным, например влияние социальных условий и образования на более быстрое развитие девочек по сравнению с мальчиками.

Вклад культуры иллюстрируется широким различием половых ролей в современной культуре и в разные исторические периоды».

Цитируется по: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова, М., «ЧеРо», 2000 г., с. 16-19.