В конце XIХ века в ряде стран Европы произошёл раскол традиционных сообществ художников и образование новых сообществ, получивших название «Сецессион», от латинского слова «secessio» - уход, обособление.
Эти сообщества отвергали каноны академической живописи, устраивали свои выставки, издавали журналы и т.п.
Первый «Сецессион» возник в 1892 году в Мюнхене, потом в Вене в 1897 году и в Берлине в 1899 году.
«Такого же направления придерживаются и другие появившиеся на рубеже веков центрально-европейские художественные общества, которые, хотя и не имели в своем названии слова «сецессион», своим происхождением обязаны были организациям, окостенелым в художественном консерватизме. Примерами таких модернистских товариществ могут служить пражский союз деятелей изобразительных искусств «Манес» («Manes») или краковское «Товарищество польских художников «Искусство» («Sztuka», 1897). Эти общества развивали бурную выставочную деятельность, часто располагая специально построенными павильонами, такими как знаменитый павильон «Сецессион» в Вене (по проекту Йозефа Ольбриха), или здание «Манеса» (по проекту Яна Котеры), или Дворец искусства в Кракове (архитектор Франчишек Мончиньский). Издавались также журналы, посвященные как делам текущим в артистическом движении, так и искусству прошедших эпох («Манес» - «Volne smery» - «Свободные направления», венский «Сецессион» - «Ver sacrum» - «Весна священная»). Их поддерживали молодые критики, пишущие на страницах новых - модернистских художественных журналов; к ним можно причислить между прочим берлинский «Pan» («Пан»), мюнхенский «Die Jugend» («Молодость»), краковский «Zycie» («Жизнь»), варшавский «Chimera» («Химера»), будапештский «A Het» («Сегодня»). Движение «Сецессиона» считалось характерным для центрально-европейских стран; оно может представлять собой солидный материал для понимания краковско-венских отношений. Уже вышесказанное дает повод для размышлений. Учреждение товариществ, которые находились в оппозиции к художественному establishment'y, было в последние годы XIX века распространённым явлением, и в этом с трудом можно проследить влияние венского примера. Хотя венский «Сецессион» затмил собой старшего мюнхенского брата, в чем свою роль сыграло строительство здания для «Сецессиона», за которым быстро утвердилась слава одного из путеводных творений «нового», «молодого» искусства. Однако важно помнить, что образцом для подобных групп было парижское «Общество независимых художников», так что неудивительно, что работающие в них художники оставались под влиянием французского постимпрессионизма и символизма».
Мария Попшенцка, Краков-Вена. Взаимоотношения в художественной среде на рубеже XIX и ХХ веков, В Сб.: Художественные центры Австро-Венгрии. 1867-1918 гг., СПб, «Алетейя», 2009 г., с. 378-379.