Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
X
Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
X
Материальная польза
Артистический кружок талантливым, но не известным ещё или молодым артистам даёт средства заявлять себя, находить частные уроки или постоянную службу: молодой скрипач Шрадин, ознакомившись с публикой в Артистическом кружке, поступил в Московскую консерваторию адъюнктом, молодой русский тенор Николаев поступил в императорский театр. Артистический кружок за исполнения на своих музыкальных собраниях платит своим действительным членам. Во всяком другом клубе члены могут только проживать деньги, а в Артистическом могут и приобретать их. Принимая с благодарностью даровые услуги известных и обеспеченных исполнителей. Артистический кружок артистам, получающим мало жалованья, обремененным семейством и вообще недостаточно обеспеченным, дает возможность честного приобретения.
Талантливый пианист Вивьен, не имеющий других средств для поддержания очень большого семейства, кроме частных уроков, вследствие тяжелой и продолжительной болезни потерпел большой ущерб в средствах существования, едва оправившемуся артисту и не имеющему ещё сил приняться за свои обычные труды Артистический кружок назначил постоянную плату за легкий труд аккомпанирования и тем дал ему возможность значительно поправить свои дела. Для летних вечеров в саду Артистический кружок взамен неизящных цыган и тирольцев пригласил петь беднейших театральных артистов, получающих по 100 руб. годового жалованья, и, платя за исполнение хоровых пьес, оказывал им истинное благодеяние. В случае если бы потребовалась артисту или его семейству скорая денежная помощь. Артистический кружок открывает с этой целью в стенах своих подписку, выдаёт из своей кассы (на основании 102-105 статей Устава) единовременное пособие и (на основании 106 статьи) производит заимообразные ссуды.
Несчастных случаев, лишающих артиста или его семейства всех средств существования и вызывающих скорое единовременное пособие, в прошлом году, благодаря бога, было только два: продолжительная болезнь и смерть талантливого драматического артиста Полтавцева поставила его семейство в затруднительное положение, Артистический кружок выдал из своей кассы бедной вдове его 100 руб., открыл подписку на памятник, а члены Артистического кружка, товарищи покойного, устроили в пользу его семейства литературно-музыкальный вечер, доставивший значительный сбор; внезапная смерть музыканта Сакса вызвала также в Артистическом кружке подписку в пользу его матери.
Гораздо большее и важнейшее значение имеют выдачи заимообразные: семейные нужды, неожиданные траты делают людей, получающих ограниченное содержание, жертвою ростовщиков. Класс артистов более других страдает от этой общественной язвы: ростовщики, обеспеченные в получении долга вычетом из жалованья, охотно предлагают бедным артистам мелкие суммы за 10% в месяц; чем нужнее артисту деньги, тем выше беззаконные проценты, и артист, переплатив из своего трудового жалованья вдвое или втрое занятую сумму, все ещё остается в долгу, гнетущем его нравственно и материально. Надобность в деньгах, хотя и кратковременная, может привести в неловкое и затруднительное положение не только бедного, но артиста и со средствами. Негласные выдачи ссуды, по распоряжению и под поручительством старшин, принесли много пользы и доставили Артистическому кружку искреннюю благодарность. Кроме того, Артистический кружок, с целью поощрения талантливых артистов, открывал подписку для поднесения им довольно ценных подарков. Такие подарки, предложенные публично, от знатоков искусства, ценятся артистами высоко служат для них сильным побуждающим средством для дальнейшего усовершенствования. В прошлом году Артистическим кружком были предложены подарки: Рубинштейну в день его именин; в дни бенефисов - Садовскому, Васильевой и Гранцевой и на музыкально-литературном вечере Горбунову за участие его в артистических собраниях кружка.
Имея в виду, что в летнее время многие члены обязаны по службе в продолжение целого дня оставаться в Москве (утром на репетициях, а вечером в спектаклях), тогда как семейства их живут на дачах, отдаленных от города, старшины сделали предложение, которое и было выбаллотировано: открывать Артистический кружок в 12 часов дня и иметь в нем каждодневные дешевые обеды по 75 коп., а потом и по 50 коп. Таким образом Артистический кружок сделался для многих вторым домом.
Средства Артистического кружка
Открывая Артистический кружок, учредители рассчитывали на следующие средства, исчисленные в Уставе (статьи 81. 85. 87. 95):
1) Годовая плата членов за билеты; она не могла быть значительна, во-первых, потому, что сама по себе невелика (для действительных членов 10, а для любителей 15 руб.), во-вторых, потому, что число членов не представляет ещё желаемой цифры. Всех членов... Общество не успело ещё достаточно взвесить и оценить всех благих последствий нового учреждения (только довольно продолжительное время упрочивает постоянных членов). Ни одно общество в первые годы своего существования не может рассчитывать, что оно сохранит и на будущее время весь свой первоначальный состав: много лиц, нисколько не сочувствующих делу, увлекаясь только новизной и удовлетворив своё любопытство, на будущий год не возобновит билетов.
2) Плата с посетителей не может быть велика, потому что помещения едва достаточно для членов.
3) Штрафные деньги. Штраф в Артистическом кружке невелик, от 25 коп. до 2-х руб., и берется только за время от 2 до 4 часов, когда Артистический кружок закрывается. Только люди, затянувшиеся в большую игру, охотно платят штраф, а так как в Артистическом кружке большой игры нет, то члены и гости обыкновенно удаляются при первой повестке о штрафе, не желая заплатить даже и 25 коп.
4) Три публичных концерта и столько же спектаклей для поддержки и средств Артистического кружка, дозволенные нам по Уставу (статья 85), несмотря на наши ходатайства, не дозволены нам театральным начальством.
5) Доход с карт и прочих игр сравнительно с другими клубами ничтожен. Артистические исполнения занимают большую часть вечера и продолжаются почти всегда до 1 часу пополуночи, а с 2 часов уже начинается штраф, так что члены и гости до штрафа только успевают поужинать.
6) Издание журнала могло бы увеличить средства Артистического кружка. В Артистическом кружке было выбаллотировано предложение об издании художественного журнала с целью противодействовать нелепым и вредным толкам о нужности и ненужности искусства и для утверждения в обществе истинных и прочных понятий по этому предмету. Предполагаемая редакция, оставя в стороне отвлечённые вопросы, хотела заняться исключительно практическими указаниями и советами по различным отраслям искусства и поручить отделы журнала каждый особому специалисту. Критика художественных произведений и исполнения их имела бы также здоровый практический характёр; основанная на строгом изучении искусства, она могла бы принести действительную пользу. Отсутствие такого руководящего и критического журнала по части искусств очень ощутительно. Для наших поверхностно образованных артистов необходимы дельные указания; фельетонным критикам, произвольно пристрастным и часто совершенно невежественным, артисты давно не доверяют и доверять не могут. Притом же фельетоны, писанные людьми, не коротко знакомыми с искусством, бывают большею частью наполнены высшими взглядами и тенденциями, не понятными для артистов, и лишены практических указаний, самых нужных для них. Но Артистический кружок, при недостаточности средств, даже ввиду несомненной выгоды и пользы от издания журнала, не считал себя вправе рисковать значительной суммой, которая могла бы понадобиться на более насущные потребности. Притом считаем необходимым заметить, что при учреждении Артистического кружка первоначальные учредители состоят из артистов - людей недостаточных, не могли назначить дополнительных взносов за билеты и всё необходимое заведение кружка приобретали в кредит».
Островский А.Н., Об Артистическом кружке / Полное собрание сочинений в 12-ти томах, Том 12, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1952 г., с. 25-33.