Проект создания артистического кружка по А.Н. Островскому

«Потребность изящного провождения времени, мирных удовольствий, доставляемых искусством, и их благодетельного цивилизующего влияния для общества, только наполовину развитого, чувствуется в Москве уже с давних пор и очень осязательно. Приезжие знаменитости и дорогие выписные оркестры, составляя роскошь жизни, доступны только немногим и то не часто, общество смотрит на них как на праздничные удовольствия, интересные и дорогие только по своей редкости; а между тем искусство, чтобы выполнять своё назначение, должно постоянно сопровождать жизнь, быть дёшево и доступно каждому члену общества, во всякую минуту его досуга.

Чтобы достигнуть этой цели, общество должно само, у себя дома, найти и воспитать талантливых служителей искусства и поддерживать их в жизни. Что Москва не оставалась равнодушной к современным требованиям общественной жизни, свидетельствует учреждение Школы живописи и ваяния, потом Музыкального общества и, наконец, в прошлом году Консерватории. Но всех этих, поистине благодетельных, учреждений мало для 350 тысяч столичного населения: школы и консерватории только приготовляют людей для общественного служения и прямого отношения к публике не имеют; а Музыкальное общество имеет ограниченное число членов, исполняет преимущественно строгие, классические пьесы, доступные только немногим знатокам, и только значительным талантам дает возможность являться перед публикой.

Таким образом, и при существовании упомянутых учреждений искусство в Москве не имело ни того объёма, ни того значения, какое оно должно иметь, а между тем, ввиду дружного движения всех классов общества по пути нравственного развития, цивилизующая сила искусства становилась всё нужнее и нужнее. Московская публика состоит более чем наполовину из людей торговых, - класса богатого и даровитого, но ещё совершенно нового и не приготовленного к общественной жизни: цивилизация коснулась его только вскользь, своей внешней стороной; взамен неосмысленных, указанных грубыми природными инстинктами удовольствий этот класс нуждается в удовольствиях более мирных и облагораживающих. Кроме того, для художников, артистов-исполнителей, людей большей частью необеспеченных, количество которых, сообразно потребностям времени, увеличивается, требовалась новая арена, где бы они могли за дарованные им богом способности и добытое трудом искусство приобретать себе необходимое обеспечение для жизни.

Но не одно только материальное обеспечение, самая судьба даровитых личностей, их общественное и нравственное положение вызывали попечительную заботливость как в людях, принадлежащих к обществу, так и в лучших представителях артистического мира. Приготовленные в школах не для жизни, а только для искусства, артисты нуждаются в дальнейшем образовании и духовном развитии, манкированных при усиленных специальных занятиях. Очень ощутительно сказывалась потребность приподнять нравственный уровень артистов и уделить им между образованных классов общества приличное и почетное положение, которым они, по справедливости, должны пользоваться. К этим общественным нуждам, требующим удовлетворения, присоединилось ещё появившееся в последнее время в литературе отрицательное направление, требующее противодействия. Вредные следствия этого направления отразилась и на публике, отвлекая некоторую часть её от возвышенных, облагораживающих удовольствий, и на артистах, разрушая в них веру в святость их призвания и роняя почтенный и высоко ценимый во всяком цивилизованном обществе класс даровитых личностей до унизительного звания праздных потешников человечества. Все эти потребности и нужды вызвали в людях, преданных искусству и сознающих его благодетельное влияние, основание Артистического кружка.

Характер Артистического кружка

По Уставу Артистического кружка (статья 2-я) члены собираются:
«а) для исполнения  музыкальных произведений классических как древних, так и новых, а равно и современных композиторов;
b) для исполнения и обсуждения произведении членов кружка;
с) для чтения литературных произведений;
d) для обмена мыслей о произведениях по всем отраслям искусств, об их теории я практике;
е) для доставления начинающим и не пользующимся известностью приезжим в Москву артистам возможности ознакомиться с публикой»), и на основании статей 102-106 (организуется денежная помощь нуждающемуся и требующему скорой помощи артисту, художнику или их семействам). Этими статьями Устава прямо определяется характер учреждения.

Артистический кружок не имеет ничего общего с другими клубами в Москве, характер которых исключительно игорный; он, с одной стороны, представляет возможность публике (т.е. членам-любителям) два раза в неделю, а иногда и более, проводить приятно время, пользуясь эстетическими удовольствиями; с другой стороны, доставляет средства артистам (членам действительным) как известным, так и начинающим заявлять себя перед публикою; кроме того, артистам выступающим дает возможность развиваться и совершенствоваться под руководством артистов опытных, а бедным, не имеющим определенного содержания или получающим незначительное жалование, дает средства зарабатывать себе значительную материальную поддержку и всем артистам в случае непредвиденных потерь или несчастий подает срочное пособие посредством воспомоществований, ссуд и подписок в пользу их. Таким образом. Артистический кружок, являясь посредствующим звеном между обществом и артистами, приносит пользу нравственную и материальную.

Нравственная польза

Учреждение Артистического кружка:
а) членам любителям и их семействам доставляет приятное семенное времяпровождение, знакомит их с артистами и даёт возможность выбирать музыкальных учителей, дает средства любителям и любительницам поднять музыкальные пьесы перед публикой наряду с артистами; такие исполнения, льстя самолюбию исполнителей, развивают и поддерживают в обществе любовь к искусству и возможны только при существовании такого учреждения, как Артистический кружок.
б) Для артистов нравственная польза от учреждения Артистического кружка, и теперь уже значительная, может быть огромна. Люди, одаренные талантами, составляют украшение всякого общества, а личности гениальные, выращенные на родной почве, становясь в уровень с европейскими знаменитостями, питают в нас национальную гордость; кто откажет нам в богатстве духовных сил, если на неразработанном и почти ещё нетронутом поле нашего искусства вырастают соперники Тальма, Фредерику Леметру, Листу, Марио, (не разб.) и Канове!

Но, гордясь громкими именами родных артистов, общество не должно оставаться равнодушным к их частной жизни и в рамках получаемых от них духовных наслаждений обязано оказать им свое охраняющее, воспитывающее влияние. Рановременные потери для искусства гениальных личностей и трагическая судьба их считаются у нас чем-то роковым и неизбежным, а между тем в этих утратах, по большей части, виновато само общество. Артист уже по своей художественной природе мало способен к семейной жизни, желает постоянно быть на виду и ищет общественных удовольствий; не имея возможности сходиться с людьми деловыми, серьезными и основательно образованными, артист невольно увлекается кружками праздной, богатой, неразвитой и не совсем нравственной молодёжи, которая ищет артистов для того, чтобы разнообразить свои шумные удовольствия и меценатство которой выражается только обильными трактирными угощениями. В таком обществе всё вредно, всё гибельно для артиста: и праздное провождение дорогого для артиста времени; и фамильярности с пустыми людьми, от которых ничему нельзя научиться, кроме дурного, фамильярность, убивающая в артисте уважение к самому себе и к своему делу; и преувеличенные, бессмысленные, лишенные здравой критики восхваления, развивающие в артистах раннюю самонадеянность и отучающие их от умственного труда и изучения; и нетрезвость (чувств), ведущая к преувеличению в выражении чувства и вообще ко всякой утрировке; и неуважение артистических исполнении, требующих строгой подготовки, до трактирных экспромтов, приучающих их к распущенности; и, наконец, всякие излишества, рано разбивающие жизнь. Так погибли лучшие наши драматические таланты: в Петербурге - Мартынов и Максимов, в Москве - Мочалов, Васильев, Полтавцев и десятки хотя второстепенных, но талантливых и полезных актёров.

В других отраслях искусства число жертв беспорядочной жизни ещё значительнее. Чем свежее, чем богаче молодой человек задатками и силами, тем скорее он гибнет. В учрежденном Артистическом кружке артист ставится в новое положение: здесь он постоянно может пользоваться радушной и назидательной беседой и дельными указаниями специалистов, здесь он постоянно в хорошем обществе и вследствие того приучается к порядочности в одежде и манерах, здесь, в виду почетных семейств и под надзором уважаемых личностей, для него невозможны излишества, - здесь же он сводит хорошие знакомства и получает доступ в семейные дома людей образованных. Музыканты, чтобы исполнять серьёзные произведения в стенах Артистического кружка, обязаны предварительно готовиться и репетировать и тем приучаются к строгости и отчётливости в исполнении. Артисты театральные получают здесь возможность наблюдать манеры хорошего общества и вносить на сцену ту порядочность, которой ей недостает. Кроме того. Артистический кружок предлагает артистам свою библиотеку, составленную из книг и журналов русских и иностранных и приноровленную к развитию артиста.


Продолжение »