Изнурительные тренировки юного скрипача Никколо Паганини

«Влечение к музыке проявилось у Никколо очень рано. Он подолгу вслушивался в мелодичный перезвон церковных колоколов. Однажды Никколо, которому не было ещё четырех лет, слушая игру отца на мандолине, уличил его в ошибке. Необыкновенная музыкальность мальчика заставила Антонио призадуматься. И он решил попытать счастья: не достигнет ли его мальчик того, что оказалось невозможным для него самого?

Когда Никколо минуло 8 лет, Антонио начал учить его игре на мандолине, а затем и на скрипке.

Велика была радость Никколо, но скоро он убедился, что радость эта преждевременна. Отец отнял у него игрушки, запретил забавы, игры со сверстниками. Скрипка, только скрипка должна заменись ему все игры, все забавы. Но как трудны и даже мучительны эти уроки! Приходится упражняться час за часом, надлежащим образом держать скрипку и смычок. А это так неудобно и так тяжело, что кажется совершенно невозможным. Никколо устал, еле удерживает инструмент... Но отец неумолим, и если мальчик старательно не отработает положенный урок, то лишается даже прогулки к морю. Если же не возвратится домой к сроку, чтобы продолжать занятия, то не миновать ему затрещин, а то, чего доброго, останется и без обеда.

Впоследствии Паганини рассказывал своему первому биографу Шоттки: «Трудно представить себе более сурового отца, чем мой. Когда ему казалось, что я был недостаточно прилежен, он голодом заставлял меня удвоить усилия. Так мне приходилось испытывать много физических лишений, и это отразилось на моём здоровье». […] 

… изнурительные упражнения, лишавшие его воздуха, света и игр со сверстниками, сильно подорвали и без того слабое здоровье мальчика.

Скоро Антонио убедился в том, что больше ничему сына научить не может. Тогда он доверил его Джованни Серветто, хорошему генуэзскому скрипачу. Под руководством этого учителя мальчик вскоре достиг таких успехов, что молва о нем распространилась за пределами бедного дома в Пассо ди Гатта Мора и узкого круга друзей, охотно собиравшихся послушать игру маленького скрипача. Никколо стал играть и перед более широкой аудиторией, каждую неделю выступая в церкви. Здесь он часто встречался с генуэзским композитором Франческо Ньекко, который заинтересовался мальчиком и охотно давал ему ценные советы».

Пальмин А., Никколо Паганини 1782-1840, Л., «Государственное музыкальное издательство», 1961 г., с. 8-11. 

 

Позже:

«В течение 1794-1795 годов состоялись встречи, во многом определившие дальнейшую судьбу Паганини, характер его творчества. Он познакомился с искусством польского виртуоза Августа Дурановского, концертировавшего тогда в Генуе. Юноша был потрясён необычайными выразительными средствами, применявшимися Дурановским. Используя традиции польских народных скрипачей, артист превращал скрипку в особый, богатый необычными звучаниями инструмент. Такой игры Паганини ранее не слышал. Это соответствовало его устремлениям. Позднее, в разговоре в Париже с Ф. Фетисом (одним из своих биографов), он отмечал, что именно Дурановский открыл ему «секрет всего того, что можно сделать на скрипке». Польский музыкант славился, в частности, блистательным исполнением пиццикато пальцами левой руки, аккомпанируя таким образом мелодии, проводимой смычком. Этот прием впоследствии широко применял Паганини».

Григорьев В.Ю., Никколо Паганини. Жизнь и творчество, М., «Музыка», 1987 г., с. 15.