Организация обучения, за исключением творческих аспектов…
АтеизмАнти-религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Организация обучения, за исключением творческих аспектов…
АтеизмАнти-религиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
«Господа! Когда обсуждается вопрос, имеющий такое огромное значение для судеб нашей страны, нужно немедленно, без колебаний вникнуть в суть дела. Сначала я скажу, чего я хочу, а затем - чего я не хочу.
Господа, на мой взгляд, цель, пусть далёкая и трудно достижимая, но к которой нужно стремиться в важном деле народного образования, заключается в следующем. (Возгласы: «Громче! Громче!») Господа, для любого вопроса существует идеальное решение. Что касается меня, вот как я себе представляю идеальное решение вопроса о народном образовании: всеобщее бесплатное обязательное обучение, обязательное только на первой ступени, бесплатное - на всех ступенях. (Ропот справа, аплодисменты слева.) Обязательное начальное образование - это право ребёнка (движение в зале), и - не обольщайтесь! - оно ещё более священно, чем права отца, и тождественно с правами государства.
Я продолжаю. Итак, вот, на мой взгляд, идеальное решение вопроса: бесплатное обязательное обучение в том объёме, который я только что указал. Величественная система народного образования, созданная и направляемая государством, начинающаяся с сельской школы и восходящая, ступень за ступенью, до Коллеж де Франс и ещё выше, до Института. Врата науки настежь раскрыты для всех способных людей. Всюду, где есть пашня, всюду, где есть ум человеческий, должна быть книга. Ни одной сельской общины без начальной школы, ни одного городка без коллежа, ни одного крупного города без высшего учебного заведения. Обширнейшее сочетание, или, вернее сказать, обширнейшая сеть рассадников просвещения - лицеев, гимназий, коллежей, университетских кафедр, библиотек; их лучи, слитые воедино, освещают всю страну, повсюду пробуждая дремлющие способности, вызывая к жизни глубоко таящиеся призвания. Словом, воздвигнутая рукою государства прочная лестница познания, основание которой упирается в самые глубокие, самые отсталые низы общества, а верхние ступени уходят в лучистое поднебесье. Ничто не может воспрепятствовать последовательному восхождению. Сердце народа и мозг Франции непрерывно общаются друг с другом. (Продолжительные аплодисменты.) Таким мне представляется народное образование, организованное в национальных масштабах.
Господа! При этой, созданной государством, прекрасной системе бесплатного народного образования, которая призывает к себе всех людей - и щедро и скудно одарённых, - безвозмездно обеспечивает им самых лучших учителей и самые лучшие методы обучения и является образцом научности и стройности, системе разумной, подлинно французской, христианской и либеральной, благодаря которой национальный гений, несомненно, достиг бы наивысшего расцвета, - при такой системе я, нимало не колеблясь, допустил бы свободу преподавания: свободу преподавания для частных учителей, свободу преподавания для религиозных конгрегации, свободу преподавания полную, неограниченную, безусловную, подчинённую, как и все другие свободы, действию общих государственных законов, - и эту свободу не пришлось бы ставить под бдительный надзор государства, так как противовесом ей служило бы бесплатное народное образование, предоставляемое всё тем же государством. (Возгласы, «Браво!» слева, ропот справа.)
Таково, повторяю, идеальное решение вопроса. Не волнуйтесь, господа, до этого ещё далеко, ибо успешно разрешить эту проблему, как и все другие социальные проблемы нашего времени, можно только при условии больших денежных затрат.
Но всё же, господа, это идеальное решение необходимо было указать; ведь всегда нужно ясно говорить, к чему стремишься. Его можно рассматривать со всевозможных точек зрения, но сейчас ещё рано вдаваться в подробности. […]
Итак, я искренно, твёрдо, страстно стою за религиозное воспитание, но при условии, что этим воспитанием будет ведать церковь, а не та партия, которая на это притязает. Я хочу, чтобы оно было правдивым, а не лицемерным. (Возгласы: «Браво, браво!») Хочу, чтобы целью его было небесное, а не земное. (Движение в зале.) Не хочу, чтобы одна кафедра подменила собою другую, не хочу смешения священника с преподавателем».
Виктор Гюго, Свобода преподавания (речь в Законодательном собрании Франции) / Собрание сочинений в 16-ти томах, Том 15, «Государственное издательство художественной литературы», 1956 г., с. 90-92 и 95.