Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
На основе изучения сотен реальных биографий представителей различных социальных групп: предпринимателей, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных, Шарлотта Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития.
Изучению в биографиях подвергались три общих аспекта:
1) внешний, объективный ход событий жизни;
2) история творческой деятельности человека;
3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.
Путём наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97) - в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - исследовательницей были определены фазы жизненного цикла.
В книге: Жизненный путь человека (в соавторстве с Фредом Массариком / The Course of Human Life: A Study of Goals in the Humanistic Perspective / ed. by C. Buhler, F. Massarik. N.Y., 1968, кроме четырех базовых тенденций, Шарлотта Бюлер описала и пять временных фаз жизненного пути человека.
Первая фаза (возраст до 16-20 лет) характеризуется довольно низким уровнем самосознания и отсутствием самоопределения.
Во второй фазе (с 16-20 до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах трудовой деятельности, заводит знакомство в поисках спутника жизни.
Третья фаза наступает после 30 лет, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие.
В четвертой фазе стареющий человек переживает трудный возраст биологического увядания, ухода с работы, сокращения будущего времени жизни. Завершается путь к самоосуществлению, перестает функционировать самоопределение.
В пятой фазе (после 65-70 лет) старики живут прошлым, влачат бесцельное существование, поэтому Бюлер не причисляет последний этап жизни к собственно жизненному пути.
Творческая продуктивность в зависимости от возраста по Харви Леману