Анархические взгляды Пьера Прудона на искусство и личность художника

После смерти П.Ж. Прудона была издана его книга: О сущности искусства и его общественном значении / Du principe de l'art et de sa destination sociale.  

«Прудон исходит из следующей основной посылки: я - публика, я - человечество, а значит, я имею право руководить художником и требовать от него то, что мне нравится; а он не должен быть самим собой, он должен быть мною; он должен думать так же, как я, работать только на меня. Художник сам по себе есть ничто; он представляет собой нечто, лишь поскольку человечество признает его и сам он существует для человечества.

Словом, индивидуальные чувства, свободное проявление личности запрещаются. Надо быть выразителем господствующих вкусов, работать, обращаясь сразу ко всем, ради того, чтобы всем угодить. Искусство достигает своёго совершенства, когда художник в нём не виден, когда художественное произведение становится анонимным и выступает как создание определённой эпохи, определённого народа, взятого в целом, подобно египетским статуям или статуям в наших средневековых соборах.

Я же исхожу из того принципа, что произведение искусства может быть живым, только если оно оригинально. Мне в каждом произведении необходимо найти творческую индивидуальность - иначе оно оставит меня холодным. Я решительно жертвую человечеством ради художника. И на вопрос, что есть художественное произведение, отвечаю так: это кусок действительности, увиденный сквозь темперамент. До всего прочего мне нет дела. Я - художник, я отдаю вам свою плоть и кровь, своё сердце, свои мысли. Я стою перед вами обнажённый догола и предаюсь вам на суд, каков я есть, - хороший или дурной. Если вам нужно поучение, смотрите на меня, выразите своё впечатление аплодисментами или свистками, и пусть мой пример вдохновит или предостережет вас. Чего же ещё вы от меня требуете? Ничего больше я вам дать не могу, ибо и так отдаю себя целиком, - несносный ли у меня характер, кроткий ли - всё равно: каким уж создал меня господь Бог. Было бы просто смешно, если бы вы - в особенности вы, апостол правды! - стали понуждать меня измениться и удариться в ложь. Вы, значит, не поняли того, что искусство есть свободное выражение сердца и ума художника и что оно тем значительнее, чем сильнее на нем печать индивидуальности. Да, существует художественное творчество народов - выражение духа определённой эпохи, но существует и творчество отдельных душ - выражение человеческой личности. Народ создал замечательные памятники архитектуры, но меня куда больше волнуют поэмы или картины, сотворенные творческими индивидуальностями, - я нахожу в них самого себя со всеми моими радостями и печалями. При этом я не отрицаю влияния среды и исторического момента на художника, но оно меня никак не заботит. Я принимаю художника таким, каким я его вижу. […]

Прудон откровенен. «Что такое великий человек? - спрашивает он. - Существуют ли вообще великие люди? Можно ли допустить, руководствуясь принципами французской революции, чтобы они существовали в республике, незыблемая основа которой - права человека?» Слова эти, несмотря на их явную несуразность, произносятся совершенно всерьёз. Итак, выходит, вы мечтаете о свободе, а нас между тем собираетесь лишить свободы мысли? Прудон говорит далее, в примечании к основному тексту: «Десять тысяч граждан, научившихся рисовать, образуют могучий творческий коллектив, намного превосходящий отдельную личность по силе идей и настойчивости в утверждении идеала; в какой-то момент он находит себе соответствующее художественное выражение, затмив все шедевры искусства». Поэтому-то, следуя логике Прудона, средневековое искусство выше искусства Возрождения.

Поскольку великих людей не существует, роль великого человека передается толпе. Признаюсь, я уже перестаю понимать, чего хотят от меня как от художника, и скоро предпочту, пожалуй, тачать башмаки. Но вот наконец наш публицист, устав изворачиваться, прямо выкладывает то, что у него на уме, восклицая: «О, если бы богу было угодно, чтобы Лютер истребил всех этих Микеланджело, Рафаэлей и иже с ними, всех этих украшателей дворцов и церквей!» Впрочем ещё яснее высказывается он в следующих словах: «Искусство не может непосредственно дать ничего для прогресса; дело идёт к тому, что мы будем вообще обходиться без него». Что ж, так даже и лучше: обходитесь себе на здоровье без искусства, и не будем больше толковать о нём. Но не произносите таких горделивых фраз, как: «Я сумел заложить основы рациональной и серьёзной критики искусства», - поскольку на самом деле вы по уши погрязли в заблуждениях».

Цитируется по: Эмиль Золя, Прудон и Курбе  / Собрание сочинений в 26-ти томах, Том 24, М., «Художественная литература», 1967 г., с.18-19 и 23.


Оценки числа творческих личностей в истории