Философский дух и Художник по Новалису

«Таким образом, философский дух возбуждается сначала в массах, ничего общего не имеющих.

На второй ступени развития культуры эти массы начинают приходить в соприкосновение довольно  разнообразными   способами,  и как,  в  результате объединения бесконечно противоположных вещей, является конечное и ограниченное, так и здесь появляется бесчисленное множество эклектических философов, начинается время ложных понятий. Наиболее ограниченные философы делаются самыми важными, самыми чистыми представителями второй ступени. Этот класс исключительно занимается реальным современным миром в самом строгом смысле слова.

Философы первого класса смотрят на вторых с пренебрежением, говоря, что у них есть всего понемногу и ничего цельного, и считают их взгляды результатом бессилия, непоследовательности. Второй класс, в свою очередь, сожалеет первый, ставя ему в упрёк его фантазирование, граничащее с безумием.

Если, с одной стороны, схоластики и алхимики представляют крайний разлад, а эклектики напротив единение, то обратная сторона дела показывает совсем другое. Первые в сущности косвенным образом держатся одного мнения: именно, в отношении независимости и бесконечности мышления, и те и другие исходят от абсолюта; между тем ограниченные эклектики в сущности находятся в разладе между собой и согласны лишь в выводах. Первые охватывают беспредельное под одной формой, вторые - ограниченное под разнообразными видами.

У первых гений, у вторых талант; у тех идеи, у этих сноровка; те обладают головой без рук, эти - руками без головы.

Третьей ступени достигает художник, который разом может быть и исполнителем, и гением. Он находит, что исконное разделение в абсолютной философской деятельности (между схоластиком и поэтом) основывается на глубокой раздвоенности его собственной натуры, которое допускает возможность чего-то посредствующего, связующего. Он находит, что, как ни разнородны эти деятельности, в нём, однако, есть способность переходить от одной к другой, переменяя по произволу свою популярность. Таким образом, он открывает в них необходимые части своего духа; он замечает, что обе деятельности должны быть объединены в некотором общем принципе. Он приходит к заключению, что эклектизм есть не что иное, как результат неполного, несовершенного осуществления этой возможности»

Новалис, Фрагменты / Гейнрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе, СПб, «Евразия», с. 223-224.


«Закон трёх стадий» по Огюсту Конту