Сильный противник-шахматист в изображении В.В. Набокова

Герой романа В.В. Набокова «Защита Лужина» сталкивается с сильным прортивником-шахматистом - Турати и это психологически изматывает его:

«Смерть  отца  не прервала его  работы.  Он готовился к берлинскому турниру с определённой мыслью найти лучшую защиту  против  сложного  дебюта  итальянца Турати,  самого  страшного  из будущих участников турнира. Этот игрок, представитель новейшего  течения  в  шахматах,  открывал партию  фланговыми  выступлениями,  не занимая пешками середины доски, но опаснейшим образом влияя на центр с боков.  Брезгуя благоразумным  уютом  рокировки,  он  стремился  создать  самые неожиданные, самые причудливые соотношения фигур. 

Уже  однажды Лужин  с  ним  встретился  и  проиграл, и этот проигрыш был ему особенно неприятен потому, что Турати, по темпераменту  своему, по  манере игры, по склонности к фантастической дислокации, был игрок ему родственного склада, но только пошедший дальше.  Игра Лужина,  в ранней его юности так поражавшая знатоков невиданной дерзостью и пренебрежением основными как будто законами шахмат, казалась  теперь  чуть-чуть  старомодной  перед   блистательной крайностью  Турати. 

Лужин попал в то положение, в каком бывает художник, который, в начале поприща усвоив новейшее в искусстве и временно поразив оригинальностью приемов, вдруг замечает, что незаметно произошла перемена вокруг него, что другие,  неведомо откуда  взявшись,  оставили его позади в тех приёмах, в которых он недавно был первым, и тогда он чувствует себя  обокраденным, видит   в   обогнавших   его  смельчаках  только  неблагодарных подражателей  и  редко  понимает,  что  он  сам  виноват,   он, застывший  в  своём  искусстве, бывшем новым когда-то, но с тех пор не пошедшем вперёд.

Оглядываясь на восемнадцать с лишним лет шахматной  жизни, Лужин  видел  нагромождение  побед  вначале,  а  затем странное затишье, вспышки побед там и сям, но в общем - игру  в  ничью, раздражительную  и  безнадежную, благодаря которой он незаметно прослыл за осторожного, непроницаемого, сухого  игрока.  И это было  странно.  Чем смелее играло его воображение, чем ярче был вымысел во время тайной работы между турнирами, тем ужасней  он чувствовал  свое  бессилие,  когда  начиналось  состязание, тем боязливее и осмотрительнее он играл. Давно  вошедший  в  разряд лучших  международных  игроков,  очень известный, цитируемый во всех шахматных учебниках, кандидат, среди пяти-шести других, на звание чемпиона  мира,  он  этой  благожелательной  молвой  был обязан   ранним  своим  выступлениям,  оставившим  вокруг  него какой-то смутный  свет,  венчик  избранности,  поволоку  славы. Смерть   отца  явилась  ему,  как  вешка,  по  которой  он  мог определить пройденный путь. И,  на  минуту  оглянувшись,  он  с некоторым  содроганием  увидел, как медленно он последнее время шел, и, увидев это,  с  угрюмой  страстью  погрузился  в  новые вычисления,  придумывая  и  уже  смутно  предчувствуя  гармонию нужных ходов, ослепительную защиту. Ему стало  дурно  ночью,  в берлинской  гостинице, после поездки на кладбище; сердцебиение, и странные мысли, и такое  чувство,  будто  мозг  одеревенел  и покрыт лаком. Доктор,   которого  он  в  то  утро  повидал, посоветовал отдохнуть, уехать в  тихое  место,  «...чтобы  было кругом  зелено», - сказал  доктор.

И Лужин, отказавшись дать обещанный сеанс игры  вслепую,  уехал  в  то очевидное место, которое  ему сразу представилось, когда врач упомянул о зелени, и даже был смутно благодарен угодливому воспоминанию, которое так  кстати  назвало  нужный  курорт, взяло на себя все заботы, поместило его в уже созданную, уже готовую гостиницу».

Набоков В.В., Защита Лужина: романы, рассказы, Харьков, «Фолио»; М., «Аст», 1997 г., с. 66-67.

 

Эффект оглупления в присутствии гения по Артуру Шопенгауэру