«Успех уводит от подлинной жизни. Лишает контактов, которые как раз и привели тебя к славе. Твоё творчество, которое приносит радость людям, - продукт твоего собственного воображения. Но воображение не рождается на пустом месте. Оно оттачивается, обретает индивидуальность от общения с другими людьми. Затем приходит успех, и чем он больше, та больше у тебя шансов попасть в изоляцию.
Аура успеха кольцом отгораживает тебя от простых смертных - тех, которые и подарили тебе вдохновение. То, что ты создал, чтобы обрести независимость, становится тюрьмой. Ты всё больше больше выделяешься из массы и наконец остаешься совсем один. С вершины своей башни ты всё видишь в искажённом свете, но ты привыкаешь к этому и начинаешь думать, что и другие видят то же самое. Отрезанная от того, что её питало, та твоя часть, которая и делала тебя художником, понемногу чахнет и погибает в башне, куда ты сам себя заточил.
Таксисты всегда спрашивают меня: «Фефе, почему ты делаешь такие непонятные фильмы?» «Фефе» - так называют меня самые близкие люди, но об этом часто пишут в газетах, и таксисты любят обращаться ко мне именно так. Я отвечаю, что всегда говорю правду, а правда никогда не бывает понятной, ложь же понятна всем…
Больше я ничего не прибавляю, но мои слова не софизм. Это правда. Честный человек противоречив, его противоречивость труднее понять. Я никогда не стремился объяснить в своих фильмах всё, разложить все аккуратно по полочкам так, чтобы ничего не оставалось неясным. Надеюсь, зрители вспомнят моих персонажей, задумаются о них и будут продолжать думать дальше».
Федерико Феллини, Шарлотта Чандлер, Я вспоминаю…, М., «Вагриус», 2002 г., с. 112-113.
Одиночество гения, таланта на примере Леонардо да Винчи