Задачи прикладной и чистой науки по Джону Берналу

«Общая картина будущего мира, созданного с помощью промышленности и научных исследований, представляет мир таким, что в нём не будут исходить из раз и навсегда принятых методов изготовления предметов, а, наоборот, процесс производства будет рассматриваться как непрерывно растущий и изменяющийся процесс, направляемый научным исследованием. Если мы примем сложный процесс производства, распределения и потребления за независимую переменную величину в экономической жизни человечества, то приращение этой переменной, называемое в математике первым дифференциалом, является тем, что называется техническим прогрессом. Обычно он не идёт большими шагами, а осуществляется путём тысяч мелких изменений в той или иной области, так что техника непрерывно совершенствуется со времени своего возникновения в древнекаменном веке.

Совершенство конструкций таких сложных сооружений, как суда, которое достигнуто в настоящее время, во многом обязано накоплению огромного числа мелких технических усовершенствований. Вначале из бревна родилась пирога, которая имела борта, превратившие её затем в каноэ; древняя пирога была прообразом судна, с килем, к которому были добавлены шпангоут и обшивка. Даже при переходе от дерева к стали эти черты сохранялись долгое время после того, как они потеряли какое-либо полезное структурное значение. Каждый судостроитель и проектировщик кораблей следовал фактически традициям других проектировщиков, и это имело место начиная со строителей Ноева ковчега, а возможно, с гораздо более раннего времени. Мы можем в силу этого рассчитывать на технический прогресс; это верный путь, потому что каждое новое отклонение от традиций проверяется на старом, от которого оно было произведено, и в процессе своего рода промышленного естественного отбора отвергается, если не даёт более лучших показателей или не является экономически более выгодным. Таким образом, не нужно страшиться никаких неожиданных бед, так как отсутствует какая-либо вероятность очень значительных отклонений от практики предшествующих лет.

Теперь мы обладаем более плодотворным способом совершенствования производственных методов путем ускорения технологических процессов, осуществлявшихся эмпирическим путем, а именно способом, базирующимся на понимании принципов, лежащих в их основе. Это непосредственно оказывает влияние на скорость технического развития и даёт то, что, говоря математическим языком, эквивалентно второму дифференциалу производства, хотя такая аналогия и становится менее убедительной при появлении прерывающих непрерывность скачков, то есть изобретений. Этот рациональный процесс иногда называется прикладной наукой, а иногда исследованием и развитием. Важная особенность этого процесса состоит в том, что исследование имеет целью выявить, что надо сделать и как это лучше осуществить, никоим образом не ограничивая себя существующей практикой. Главная мысль состоит в том, чтобы насколько возможно ввести в действие основополагающие принципы и отыскать форму их практического осуществления.

Положено начало признанию того, что такие исследования имеют свою собственную логику. Во время последней войны мы обычно называли их целевыми исследованиями; хотя это слово имеет другие сопутствующие ему значения, вполне можно сказать, что это исследования, перед которыми поставлена определённая цель, например создание чего-либо такого, что сможет быстрее летать, дольше оставаться под водой или более быстро производить предметы. Для такого направленного исследования необходимо объединить полученные знания в различных областях науки, которые могут быть полезны для решения нашей специальной проблемы. На практике это означало бы создание своего рода квалифицированной исследовательской команды или отряда для ведения атаки на проблему. […] Хорошим примером этого были успешное создание и запуск искусственных спутников земли первоначально в Советском Союзе, а затем и в Соединенных Штатах Америки, что включало не только решение всех физических и технических задач движения ракеты, но и создание чрезвычайно чувствительных электронных приборов, контролирующих её полёт, а также знания по астрономии, метеорологии верхних слоев  атмосферы и, по крайней мере при предварительных опытах с животными, ещё и знания по физиологии. […]

Однако такой тип исследований не является единственным и может быть даже не главным видом прикладного исследования. Другой тип исследований состоит в выяснении возможностей отдельных явлений или процессов. Это было известно как субъективное исследование, и я буду называть его при сравнении с первым типом тематическим исследованием - исследованием по предмету или теме. Взять хотя бы очень скромный пример из моего собственного опыта во время войны - исследование вопроса о грязи, которая сопровождает все войны и которую до сих пор охотнее проклинали, чем изучали. Я смог организовать общевойсковой комитет по изучению грязи, проделавший некоторую полезную работу по выяснению вопроса, что такое грязь и что с ней делать. Изучение грязи, начатое во время войны, было продолжено в мирных условиях, и очень интенсивно, даже в мировом масштабе проводилось изучение глинистых минералов и их соединений: хотя по своей теме такое исследование является чрезвычайно ограниченным, но его результаты находят множество применений, например в гончарном деле, в сельском хозяйстве, в нефтяной промышленности и на транспорте.

За всем этим идет то, что мы теперь стали называть теоретическим исследованием или что обычно называлось чистой наукой, то есть такое изучение аспектов природы и деланного человеком, которое пытается выявить структуру, лежащую в основании, а не отдельные ее стороны. Теоретическое знание - это источник, из которого будет вытекать совершенно новое понимание существующей техники и сама радикально новая техника. В этом смысле теоретическая наука является третьим дифференциалом производственного процесса. Говоря языком биологии, можно сказать, что теоретическая наука обеспечивает точки роста всего социального организма. Так называемая точка роста растения состоит из небольших и  чувствительных групп активно делящихся клеток, от которых зависит появление новых листьев, побегов и цветов. Если точки роста будут разрушены, организм не умрет, он будет жить, имея лишь те элементы, которыми он уже обладает, но он не сможет ни расти, - ни размножаться. Можно и не проводить этой аналогии до конца, чтобы оценить необходимость сохранять характер самообновления, существенный для науки как социального института.

Вся стратегическая проблема использования науки состоит из поисков лучшего пути сочетания всех этих элементов: самого производства, его технологического усовершенствования, изыскания и конструирования в области техники, а также теоретического исследования».

Джон Бернал, Успехи науки, в Сб.: Мир без войны, М., «Издательство иностранной литературы», 1960 г., с. 137-140.

 

Как делаются открытия

Проверено: масса умных людей плохо осознают, что наука XXI века, которой в развитых странах занимается около 1% населения, работает по периодически переоткрываемыми рецептам: Сократа, Платона, Аристотеля, Фрэнсиса Бэкона, Джона Стюарта Милля.

Нишу методологии науки в XX веке захватили наукообразные философы-интерпретаторы.

Публикуем для Вас короткую работу Генриха Сауловича Альтшуллера, которую, увы, не подхватили учёные XX века...