«Много лет спустя о Павловой писал Уолфорд Хайден, пианист и дирижёр её труппы: «Секрет подвига Павловой в том, что она была эмоционально организована, судьбой организована для физического, ритмического самовыражения. Она была подобна динамо: постоянно отдавая энергию, возобновляла её изнутри.
Болезненная с виду, она не была болезненной: хрупкое сложение сочеталось с крепкими мускулами. Но то, что она делала, было бы невозможно даже для самого мускулистого атлета без её сверхъестественной нервной силы. В течение более двадцати лет она, почти не отдыхая, день за днём, неделю за неделей, месяц за месяцем, давала по восемь-девять спектаклей в неделю, сопровождавшихся репетициями.
Неустанно путешествуя, иногда даже не высыпаясь, она выполняла большую физическую работу, чем можно ожидать от самой сильной женщины. И если подумать, что её работа была полна напряжения, рядовой женщине неведомого, мы поймём, что Павлова была феноменом и её энергия была неистощимой энергией гения».
Одержимость, железная воля - и рядом с этим подкупающее простодушие, неувядаемая детскость. Жизнь танцовщицы походила на житие.
Просто не оставалось места ни для романтических приключений, ни для серьезного чувства, ни для материнства. Правда, в легендах о Павловой, как в легендах об отшельниках, умерщвлявших естество постом и молитвой, постоянно встречаются свидетельства борьбы с «дьяволом». Она всерьёз завидовала банальным интрижкам девушек из собственного кордебалета. Она могла часами возиться с детьми любого цвета кожи и проливать искренние слезы, расставаясь с ними».
Красовская В.М., Павлова. Нижинский. Ваганова: три балетные повести, М., «Аграф», 1999 г., с. 41-42.
Одержимость личности творчеством по В.П. Эфроимсону
Учение о доминанте по А.А. Ухтомскому