Открытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
Набор эвристик, приёмов
X
Открытия в области языкознания, лингвистики и т.п.
Набор эвристик, приёмов
X
«1) Звуковая фактура: легкие звуки, легкая нежная фактура -
«неголи легких дум», тяжёлая - «табун шагов чугун слонов» тяжёлая и грубая - дыр-бул-щыл... резкая (на з-щ-ц…) глухая – «дым за дымом, бездна дыма» сухая, дуплистая, дубовая – «промолвил дуб ей тут» влажная (на ю - плюенье, слюни, юняне) и др. Звуковые сдвиги «какалые отливы небосклона»
Звуковая фактура известна под именем музыки слова или инструментовки его. В связи с звуковой фактурой возникает чрезвычайно важный вопрос, к сожалению почти не подымавшийся в литературе, это вопрос о числе повторений слогов или звуков. Наш повседневный и поэтический опыт убеждает в том, что повторение звуков как то влияет на их силу. До сих пор думали, что накопление какого-нибудь звука усиливает его значение, как напр.:
«бой барабанов» иди - наш бог-бег!
повторение б-б-б усиливает бой, барабан, вообще ударную силу этого звука. Так было с твёрдыми и мягкими звуками, гласными и согласными.
При более внимательном изучении этого вопроса мы убеждаемся, что здесь нужны какие-то поправки, так как повторение не всегда усиливает звук!
Напр.: бо, во - для выражения большого, а бо бо, во-во - малого?! жу - выражает жгущее или жуть, но жу-жу - малое, ласкательное. чо, чу, ча - чёрное, глухое, но чо-чо, а особенно ча-ча, - означает: дурачёк, водка, поцелуй, вообще более весёлое!
Известная строка Бальмонта:
чуждый чистым чарам счастья звучит скорее слащаво-чавкающе, чем грозно и мрачно!
Нужна какая-то мера!
2) слоговая фактура: односложные слова резче, отрывистее и (часто) тяжелее многосложных -
«пегас стар стал зуб уж нет» многосложные - «блистательно полувоздушна» - воздушный мост, пэаимзация.
Ha слоговую фактуру влияют также зияния, дифтонги, ударения, звуковые сдвиги.
3) ритмическая: пропуск метрических ударений (ускорение) и накопление ударных (земедление), суромый размер (ямб, спондей) танцующий (хорей) меланхоличные трехдольники, торжественные гекзаметры, симметрические ритмические фигуры (у классиков) асиммётричные (у футуристов).
4) смысловая: ясность и запутанность фраз, популярность и научность (построения и словаря), заумный язык и обычный (книжный и обиходный) первый воспринимается легче, почти без мысли! (хотя для новичков и враждебно настроенных может оказаться труднее обычного!)
5) синтаксическая: пропуск частей предложения, своеобразное расположение их, несогласованность - сдвиг «белый лещадь хвост бежали вчера телеграммой».
6) фактура начертания (почерк, шрифт, набор, рисунки и украшения, правописание двойное, тройное написание и т. д.)
7) факт. раскраски: цвет буквы, живопись, полихромия.
8) факт. чтения: декламация, пение, хор, оркестр, публичные выступления - завершение и разврат поэзии (поэт изменяет музе - делается оратором, актером и агитатором)».
Кручёных Алексей, Кукиш прошлякам: фактура слова. Сдвигология русского стиха. Апокалипсис в русской литературе, Москва-Таллин, «Гилея», 1992 г., с. 11-13.