Кризис целей или «Синдром Мартина Идена» - случай Джека Лондона

В 1909 году Джек Лондон написал роман «Мартин Иден», некоторые сюжетные линии из которого совпадали с его жизнью. В частности, в романе писатель предсказал своё самоубийство, казалось бы, на вершине успеха…

«К 41 году своей ЖИЗНИ Джек Лондон добился почти всего, чего желал в юности. Он стал настоящим писателем: знаменитым, богатым и любимым читателями. В его творческом активе было уже около 50 изданных книг. Издатели буквально вырывали рукописи из его рук, платя баснословные гонорары. Лондон скупил тысячи акров земли, построил собственный корабль, выстроил роскошный дом, имел множество поклонников и поклонниц своего таланта. У него не было только сына, о котором он мечтал всю жизнь. Джек Лондон умер 22 ноября 1916 г. Врачи установили, что смерть наступила от чрезмерной дозы морфия. Некоторые исследователи полагают, что писатель покончил жизнь самоубийством, повторив судьбу своего любимого героя Мартина Идена. Шестнадцать лет воспевавший людей сильных, волевых, готовых к самопожертвованию и отчаянно борющихся за жизнь, Джек Лондон в итоге пожертвовал всем, что имел, - славой, семьей, богатством, но главное - жизнью, литературным творчеством, которые после его смерти стали еще одной романтической легендой Америки».

500 знаменитых людей планеты / Автор-составитель В. Скляренко, Харьков, «Фолио», 2005 г., с. 435.

 

«Джек  Лондон, этот  здоровяк  и  «матрос»,  этот  писатель  величайшего оптимизма  и утверждения  жизни, покончил с  собой на сороковом году  жизни. Смерть эта казалась действительно неожиданной и невероятной. Родные писателя долгое время даже скрывали это обстоятельство.

Что  же  оказалось?  Джек  Лондон в  течение  восьми-девяти лет написал столько, сколько другой  писатель, при  нормальной работе, мог бы  сделать в течение своей продолжительной жизни.

Почувствовав  крайнее  утомление, писатель  бросает работу и уезжает на какие-то чуть ли не Соломоновы острова, надеясь там  починить своё  здоровье долгим отдыхом и путешествием. Однако мозг,  ослабленный  крайним и  длительным напряжением и  отчасти алкоголем,  не мог  восстановить  и   даже  поддержать  нормальную  работу организма.  Потерянная  инерция,  на  которой держался  писатель, рухнула. И реакция была  столь  велика,  что человек  без  сожалений расстался со своей жизнью. Это, так сказать, в  общих чертах картина гибели этого человека.

Какова же  внутренняя механика гибели?  Как простыми словами, не переводя  на  язык науки, точнее объяснить механизм этой катастрофы? Мозг, то есть нервные центры мозга, заведует всем внутренним хозяйством и регулирует работу всех органов. Усиленная  мозговая   работа   возбуждает   и   искусственно  усиливает деятельность всех  органов. (Заметим, что чем  сильнее нервные раздражители, тем обычно интенсивней эта внутренняя работа органов.) Но  вот работа прекращена. Нервных  раздражителей больше не существует. Привычный поток  крови к нервным центрам  и  усиленное питание  этих центров прекращается.  Работа центров идёт вяло  и с перерывами. Это влечёт за собой вялость  и  даже  по  временам  бездеятельность  многих  органов  внутренней секреции. И налицо картина крайнего ослабления и крайнего упадка жизни. У Лондона нервное раздражение, в силу огромной работы, было чрезвычайно велико.  Тем сильнее  оказалась реакция, когда эти раздражители были убраны. Эта смерть, если так можно сказать, произошла от неумелого обращения с самим собой. Сделаем  сравнение. Если  автомобиль, идущий  со скоростью восьмидесяти вёрст  в час,  резко  остановить, то  катастрофа неизбежна. Это  знают люди, управляющие машинами, но этого почти не знают люди, управляющие своим телом. Смерть Лондона была не случайна».

Зощенко М.М., Комментарии и статьи к повести «Возвращённая молодость», Собрание сочинений в 2-х томах, Том 2, Екатеринбург «У-Фактория», 2003 г., с. 324-325.

 

Цели, навязываемые творческой личности внешними обстоятельствами

Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру