Иммануил Кант: гений сам не понимает, как он творит…

«…видно, что гений:

1) есть талант создавать то, для чего не может быть дано никакого определенного правила, он не представляет собой задатки ловкости [в создании] того, что можно изучить по какому-нибудь правилу; следовательно, оригинальность должна быть первым свойством гения.

2) Так как оригинальной может быть и бессмыслица, то его произведения должны в то же время быть образцами, то есть показательными, стало быть, сами должны возникнуть не посредством подражания, но другим должны служить для подражания, то есть мерилом или правилом оценки.

3) Гений сам не может описать или научно показать, как он создает своё произведение; в качестве природы он даёт правило; и поэтому автор произведения, которым он обязан своему гению, сам не знает, каким образом у него осуществляются идеи для этого, и не в его власти произвольно или по плану придумать их и сообщить их другим в таких предписаниях, которые делали бы и других способными создавать подобные же произведения. (Наверное, поэтому же  слово гений - производное от genius, от характерного для человека и приданного ему уже при рождении, охраняющего его и руководящего им духа, от внушений которого и возникают эти оригинальные идеи.) 

4) Природа предписывает через гения правило не науке, а искусству, и то лишь в том случае, если оно должно быть изящным искусством».

Иммануил Кант, Критика способности суждения, Сочинения в 6-ти томах, Том 5, М.,  «Мысль», 1966 г., с. 323-324.

В XVIII-XIX веках было принято подчёркивать, что упомянутая выше «непознаваемость» объясняется близким к помешательству состоянием их авторов в момент творческого экстаза.


Творчество непознаваемо, поскольку обладает сверхъестественной природой

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube