Гений творит вне каких-либо правил по мнению Эдуарда Юнга

Эдуард Юнг опубликовал письмо: О духе оригинальных произведений / On original composition.

Главные мысли этого письма: есть два рода подражаний; одно берёт образцом природу, другое - писателей; первое называется оригиналом, второе – не более, чем подражание. Нет сомнения в том, какое из этих двух родов глубже. Мы не должны слепо подражать даже и древним, потому что получаем от них природу только из вторых рук.

«Красота и превосходство, возникшие без правил и сами собой, этот пробный камень гения, стоят вне оград предания и вне законов учёности: гений - выше их. Правила - это клюка, которая необходима для поддержки хромому, но мешает здоровому» и, далее:

«Ещё не решено, - не меньше ли стал бы думать Шекспир, если бы он больше читал? Если ему недоставало всякой другой учёности, он владел, однако, двумя книгами, которых не знают многие глубокие учёные, книгами, которые может уничтожить только последний пожар, - книгой природы и книгой человека. Он знал их наизусть и в своих произведениях списал превосходнейшие их страницы».

Гений, как считал Юнг, отличается от индивида, регулируемого правилами разума как волшебник от умелого строителя - он творит неведомыми средствами там, где строитель употребляет обычные орудия. За образец он взял творчество Вильяма Шекспира, который, по мнению Юнга, следовал природе, а не установленным правилам искусства, «… ибо правила - только костыли, необходимая помощь больному, а не препона для здорового».

Цитируется по: Жирмунский В.М.,  Жизнь и творчество Гердера, в книге: Иоганн  Готфрид Гердер,  Избранные сочинения,. М-Л., 1959 г.,  с. XLII.

 

В этой же книге Эдуард Юнг заметил, что:  «…гений, хотя бы и больной, лучше здоровой посредственности...»