Превращение людей в толпу по А.П. Назаретяну

«Шёл товарищеский матч по хоккею между сборными молодежными командами СССР и Канады, причём один сектор на трибуне был полностью предоставлен канадским туристам. Советские и канадские болельщики реагировали дружелюбно, обменивались между собой веселыми и  громкими, но односложными (проблема языка) комментариями.

Когда встреча уже приближалась к концу, из канадского сектора к советским секторам полетели красивые упаковки жвачки. Надо сказать, что жвачка, в то время считавшаяся атрибутом «буржуазного образа жизни», в нашей стране не производилась и не продавалась. Хотя москвичи уже хорошо знали о существовании этой «развращающей» продукции, кое-кому удавалось привезти по нескольку брикетов из зарубежной командировки, выпросить у иностранца или подпольно купить у фарцовщика, а для детей это был самый желанный и труднодоступный подарок. Канадцы, наверняка, знали о высокой ценности дешевой жвачки для советских обывателей. Были их действия жестом дружелюбия или намеренной провокацией, осталась неясным (да, похоже, никто и не пытался это выяснить). Но последовавшие события оказались позорными и страшными.

Наши болельщики, забыв о хоккее, устроили кучу-малу в отчаянной борьбе за каждый долетевший до них брикет. Тут же над головами канадцев засверкали фотовспышки (снимки «русских дикарей за железным занавесом», отчаянно сражающихся за упаковки «буржуазной» жвачки, обошли потом западные газеты). Администраторы стадиона, в ужасе  от происходящего, не нашли ничего лучшего, как полностью отключить освещение в зале. Испуг от внезапной кромешной тьмы стал импульсом   для превращения стяжательной толпы в паническую. В возникшей давке погибли люди, многие получили увечья.

Такой сценарий превращений толпы (конвенциональная - экспрессивная - стяжательная - паническая) вообще очень типичен».

Назаретян А. П., Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные кампании, М., «Академия», 2005 г., с. 31-32.