Исследование способностей к наукам по Хуану Уарте

В 1575 г. выходит книга испанского врача Хуана Уарте: Исследование способностей к наукам / Examen de ingenios para las ciencias.

«Уарте рисовал перспективу небывалого усиления могущества Испанской империи при условии оптимального использования природных дарований людей. Это была первая в истории психологии работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Поэтому Хуана Уарте можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своём исследовании он ставил четыре вопроса: «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой... какие виды дарования имеются в человеческом роде... какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности... по каким признакам можно узнать соответствующее дарование».

Одно перечисление этих проблем говорило о принципиально новом подходе. И хотя Уарте на каждой странице обращается к советам и наблюдениям древних, их соображения включались в совершенно необычную для предшествующей психофизиологии структуру. Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырёх элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и др.), требующих соответствующих дарований.

Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным «темпераментом» мозга, то есть пропорцией, в которой «смешаны в нем главные соки». В свою очередь науки и искусства оценивались с точки зрения того, какой из трёх способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и т. д. Зависимость таланта от природы (мы бы сказали сейчас: наследственности) не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Однако здесь надо иметь в виду большие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формирований способностей играют физиологические факторы, в частности питание.

Не случайно инквизиция внесла труд испанского врача в список запрещённых книг.

Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. И хотя его собственные наблюдения о соответствиях между телесными признаками и способностями очень наивны (он, например, выделял в качестве таких признаков жесткость волос, особенности смеха и др.), сама идея о корреляциях внутреннего и внешнего являлась, как показал последующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит...». Нужно ли говорить, сколь кощунственно звучала в феодальной Испании мысль о том, чтобы расставить людей в обществе по их природным способностям».

Ярошевский М.Г., История психологии, М., «Мысль», 1976 г., с. 106-107.

 

Хуан Уарте пришёл к заключениям:

1. Что из многих видов талантов, имеющихся в человеческом роде, ты можешь по преимуществу владеть только одним; если только природа в тот момент, когда она тебя формировала, не была очень сильна и не сосредоточила все свои силы, чтобы соединить в тебе два или три вида дарований, или же наоборот, вследствие бессилия, не сделала тебя глупым и лишённым всякого дарования.

2. Что каждому виду дарований соответствует, по преимуществу, только одна наука и не больше; таким образом, если тебе не удастся выбрать ту науку, которая соответствует твоей природной способности, то ты очень мало  успеешь в других науках, хотя бы ты трудился дни и ночи.

3. После того, как ты открыл, какова та наука, которая больше всего соответствует твоему дарованию, тебе остаётся преодолеть ещё одну, более значительную трудность, а именно: исследовать, способен ли ты больше к теории или к практике. Ибо во всех родах наук теория и практика так противоречат друг другу и требуют столь различных дарований, что они  взаимно ослабляют друг друга, как будто бы они были настоящими противниками.

4. У женщин нет высших способностей.