Блаженный Августин в своей «Исповеди» сравнил творения Бога (идеального творца) и творения реального, земного художника…
Верховный Творец регулярно называется Блаженным Августином Художником (artifex) и творит по законам красоты...
«Закон единства и здесь выступает главным принципом формообразования, ибо, утверждает он, «получить форму значит то же, что быть приведённым в нечто единое, потому что высшее единство является началом всякой формы». Единство же основывается на гармонии всех входящих в целое форм. Оформлению и упорядочению подлежит в процессе творчества не только материя тел, но и само «ничто», пустота, находящаяся между ними, ибо от её количества и места существенно зависит целое.
«Бог сотворил только формы (species), - пишет Августин, - но не отсутствия (priva-tiones) [их], которые относятся к тому «ничто», из коего создано все Художником - Богом; однако если говорится: «И разделил Бог между светом и тьмою», - разве не должны мы думать, что и отсутствия [форм] упорядочены им и что они обладают своим порядком...
Паузы в пении, чередующиеся через известные размеренные интервалы, хотя и представляют собой отсутствие звуков, однако искусными певцами хорошо упорядочены и придают всей песне особое очарование. Также и тени в живописи выделяют некие особо важные детали и доставляют удовольствие не своим видом, а расположением. [...]
Итак, формы и самую природу [Бог] и творит и упорядочивает; отсутствие же форм и недостатки природы он не творит, но только упорядочивает их».
Бычков В.В., Эстетика Аврелия Августина, М., Искусство», 1984 г., с.150-151.
В чём состоит отличие между идеальным и земными творцами?
«Замысел существует как у божественного, так и земного художника до начала творения. Человек не может ничего создать, не зная, что он собирается сделать. Отличие же божественного творца от земного художника в том, что у первого творение полностью соответствует замыслу, а у второго - только приближается к нему».
Бычков В.В., Эстетика Аврелия Августина, М., Искусство», 1984 г., с.152-153.