Разрешения выявленных противоречий
Языки и кодированиеРазличные способы преобразования информации и знаний
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Разрешения выявленных противоречий
Языки и кодированиеРазличные способы преобразования информации и знаний
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Блаженный Августин несколько раз в своих трактатах неоднократно возвращался к вопросу о различных способах понимания (толкования) библейских текстов:
«Многозначность словесного текста определяется, с одной стороны, различиями в духовном мире людей, с другой - сущностью знака и объективными возможностями передачи мыслей в знаках, о которых так много рассуждал Августин в трактатах «Об учителе» и «О христианской науке». К знаковому сообщению (Августин имеет здесь в виду словесные тексты) можно подойти с двух разных точек: «Я полагаю, что два различных стремления (dissensio) могут возникнуть, когда что-нибудь передаётся в знаках вестниками, несущими истину: одно, когда [стремятся выяснить] истину о предметах, другое, когда [желают знать] мысли самого писателя».
И то и другое, по мнению Августина, заслуживает внимания, но это разные вещи, и при анализе текста необходимо очень ясно сознавать, какую цель из двух указанных ставит перед собой исследователь. […]
Августин не знает, что имел в виду автор, когда писал «Бытие», но он уверен, что «разность мнений не есть ещё противоречие истине, и разные мнения могут быть истинны, за исключением нелепостей». Если один читатель настаивает на том, что писатель имел в виду то, что он имеет в виду, а другой - другое, то их резонно спросить: «А почему же не то и другое вместе, если и то и другое истинно?»
Это относится ко всем возможным вариантам понимания текста, ибо библейский текст организован таким образом, чтобы единая истина понималась в нём всеми, но по-разному в соответствии с воспринимающими способностями каждого.
Человек, который находится на стадии духовного детства, понимает в словесном тексте всё буквально до тех пор, пока у него «не окрепнут крылья» для духовного полёта. Учёные же эрудиты под покровом словесных истин (листьев) находят плоды и собирают их.
Августин развивает здесь идеи, выдвинутые ещё Филоном Александрийским, неоплатониками, христианами-александрийцами в связи с толкованием и осмыслением мифологических и сакральных текстов, вкладывая в них много своего. Главной заслугой его является последовательное утверждение принципиальной многозначности сакрально-мифологического текста. Причину этой многозначности Августин в духе и традициях мировоззрения поздней античности усматривает в сфере религиозной гносеологии.
В соответствии с предметом религиозной гносеологии Августин стремится выработать принципы подхода к анализу библейских текстов.
Ещё в 389 г. он намечает четыре способа их понимания: буквальный, исторический, профетический (толкования о будущем) и иносказательный «образный и энигматический».
Несколько позже, около 393 г., он указывает со ссылкой на других толкователей ещё четыре способа, отчасти перекрывающие предыдущие, «названия которых могут быть даны по-гречески, а определены и разъяснены они на латыни: исторический, аллегорический, аналогический и этиологический».
Бычков В.В., Эстетика Аврелия Августина, М., «Искусство», 1984 г., с. 210-212.