Скупка оригинальных, умных мыслей на Арбате – эксперимент Ю.И. Манина

«Двадцать третье августа 1987 года, три часа дня. Я сижу на раскладной табуретке посередине Арбата, прислонившись спиной к бетонной цветочной урне. Солнце осеннее; лето в этом году было нещедрым. У моих ног на мостовой кучка пятаков; рядом расставлен металлический треножник, с каким ходят на этюды. Вместо картона в струбцине зажат лист ватмана с надписью:

Покупаю

Оригинальные

Умные

Мысли

по цене 15 коп. штука

Чтобы лист не отдувало ветром, он утяжелен снизу парой прищепок. Блокнот для записи умных мыслей свисает на веревочке». […]

« - Пятнадцать копеек за мысль? Что ж так дёшево? Отвираюсь, сначала экспромтом, а потом уже заучённо: - Вы сначала товар покажите, а там посмотрим, может, сторгуемся. Качают головой, отходят.

 * * *

- Мысль, и чтобы умная, и ещё оригинальная? Таких не бывает. Странно, с таким убеждением я столкнулся впервые. Надо подумать. Оказывается, многие так считают.

 * * *

- А что такое мысль? Большинству из тех, кто задаёт такой вопрос, я просто доброжелательно улыбаюсь. Но вот об этом очень серьезно спрашивает ребёнок. Маленькая девочка в очках, синий сарафан в белую полоску, держится за папину руку. Семейство с юга. - Ну вот, понимаешь, когда ты думаешь что-нибудь интересное, это мысль. Запиши мне её в блокнот и получай пятнадцать копеек.
- А фантастику можно?
- То есть как фантастику?
- Чтобы когда люди говорят, и их было видно. - Не понял. Вот мы с тобой говорим, и нас же и так видно?
- Нет, по телефону, и чтобы как в телевизоре!
Папа объясняет, что такие линии связи уже существуют и, стало быть, мысль неоригинальная. Я говорю, что раз девочка её сама придумала, то оригинальная, и я готов её купить, но отец уводит дочку прочь.

 * * *

- А зачем Вы покупаете умные мысли? Боже мой, это же так очевидно: что может быть интереснее умной мысли? Так и говорю.

Элемент игры сознают все, кроме детей. Но никто не уверен в правилах этой игры со мной. Поэтому попытки контакта робкие. Почти у каждого - подозрение, что я хочу унизить или обидеть.

 * * *

- Давайте, я запишу Вам мысль.
- Да Вы сперва скажите, я, может, ещё и не куплю.
- Я Вам скажу, Вы не купите, а мысль-то уже узнаете!
- Ну что ж, это Ваш риск. А Вы мне, может, чужую мысль продадите, Платона, а выдадите за свою. Это мой риск.
- Так Вы же всё равно её получите, какая разница, что не мою?
- Так я же Вам пятнадцать копеек плачу, а причитается - Платону!..

 * * *

- А из какой области мысль?
- Из какой хотите.
Молодой человек, Володя, из художников. Принёс несколько пейзажей. Один в рамке из грубого дерева, торчит сучок с мизинец. Сучок симпатичный.
- А можно подумать?
- Ну конечно! - говорю я, счастливый. - Конечно, подумайте!
Володя отходит, минут через десять возвращается, садится на корточки, чтобы быть вровень со мной (в следующий раз надо бы принести вторую табуретку).
- А можно из области школьной реформы?
- Ну-ну? - говорю я, заинтригованный донельзя.
- Я предлагаю ввести в школах риторику и усилить физкультуру.
- Володя, а почему риторику?
- Понимаете, никто разговаривать не умеет...

Я приобретаю первую в этом сезоне мысль: «Насчёт «школьной реформы». Введение в преподавание предмета «Риторика» как умение вести разговор вообще и усиленное преподавание физкультуры для укрепления человеческого организма в нашей насыщенной стрессами жизни». В.Д.».

Манин Ю.И., Математика как метафора, М., «Издательство МЦНМО», 2010 г., с. 269 и 270-272.