Критика физиогномики И.К. Лафатера

Георг Кристоф Лихтенберг издал трактат  «О физиогномике», с критикой последней, приводя, например, такой довод: «Если физиогномика станет тем, что ожидает от неё И.К. Лафатер, можно будет вешать детей задолго до того, как они совершат поступки, заслуживающие виселицы»...

Другой повод для критики физиогномики был связан с тем, что с одной стороны, раскрыв  ряд принципов, сам автор далее ими не пользовался, ссылаясь на «физиономический такт» или «наблюдательный дар» и ничем не мотивируя тех или иных выводов.

Естествоиспытатель Г. К. Лихтенберг считал, что правильное изучение выражений лица и телодвижений человека должно сочетать в себе анатомический, физиологический и психологический анализ.

 

Были и другие критики И.К. Лафатера:

По описанию современников пастор Иоганн Лафатер был добрый и доверчивый человек.  Зная, что он преклоняется перед гением Жан-Жака Руссо, ему прислали портрет просветителя.  И.К. Лафатер, глядя на портрет, взволнованно произнес: «Это гений, его глаза, нос - свидетельство сниспосланного природой чуда...» Но выяснилось, что это был портрет убийцы, недавно повешанного в Париже...

И.К. Лафатер искренне верил в графа Калиостро и его чудесный дар. Когда надувательства графа были разоблачены, Лафатер стал утверждать, что это был другой Калиостро, а истинный - святой человек.

Подобные случаи становились известны европейской публике и авторитета физиогномике не добавляли…