Создание научной школы
Функционирование научной школыФункционирование научной школы
X
Создание научной школы
Функционирование научной школыФункционирование научной школы
X
Опираясь на мемуары учёных-физиков, Ю.А. Храмов выделил характерные черты научной школы в физике:
«- Наличие научного лидера исследовательского коллектива, руководителя школы;
- Стиль работы и стиль мышления;
- Научная идеология, определённая научная концепция (фундаментальная идея), научно-исследовательская программа; особая научная атмосфера;
- Высокая квалификация исследователей, группирующихся вокруг лидера;
- Значимость полученных ими результатов в определённой области науки, высокий научный авторитет в этой области».
Храмов Ю.А., Научные школы в физике, Киев, «Наукова думка», 1987 г., с. 13.
Интересно сравнить названные характеристики с 6-ю качествами творческой личности по Г.С. Альтшуллеру
Можно рассмотреть и обратный случай: далеко не все выдающиеся физики стремились создать собственную научную школу…
К таким учёным точно можно отнести: Джозайю Уилларда Гиббса, Поля Дирака, Макса Планка и Альберта Эйнштейна.
В отношении последнего у физика Макса Лауэ можно найти такое объяснение: «... его совершенно исключительная гениальность просто не позволяла учить, она могла бы даже быть опасной для учеников, которые попытались бы с ним сравняться».
Макс Лауэ, Статьи и речи, М., «Наука», 1969 г., с. 209-210.