Творческая продуктивность в последние годы жизни по А.А. Бодалёву

«Основной задачей данного исследования было установление закономерностей возрастной динамики творческой продуктивности в сфере науки или искусства.

Исследование проводилось с помощью историографического биографического метода, основанного на изучении биографий представителей творческого труда. Только такой метод, по нашему мнению, даёт возможность психологического обзора возрастной эволюции и установления основных детерминант динамики творческой активности.

Всего в нашей работе было изучено 866 биографий представителей европейской науки и искусства. Изученный материал предоставлял нам возможность установить некоторые особенности протекания творческой деятельности на различных стадиях онтогенеза. В отличие от предшественников нас интересовало не только установление периода максимальной продуктивности, но и другие особенности динамики творческого процесса в течение жизни, как то: изменения в стиле, характере занятий, сочетание творчества с другими видами деятельности (учебной, педагогической, общественной и др.); переквалификация (если она имела место).

Как возможные детерминанты творческого процесса изучались социальные условия жизни данного лица, признание его заслуг обществом, общественное положение, его личные взгляды, мировоззрение, состояние физического и психического здоровья и многие другие обстоятельства. Особое внимание уделялось историческому фактору - соответственно уровню развития данной области и закономерностям эволюции деятельности отдельных её представителей. Исследовались корреляции возрастной динамики творчества с возрастом получения образования, возрастом «старта», продолжительностью жизни, а также многими психическими чертами индивида - такими, как интеллект, широта интересов, антиконформность и др.

Для изучения биографий использовался историографический метод, разработанный К. Кокс, и биографический метод, разработанный Ш. Бюллер.

В ходе исследования были получёны следующие выводы:

1. Спад творческой активности в среднем возрасте распространён только в выборке Б (менее значительные представители творческого труда). У наиболее выдающихся деятелей науки и искусства спад наблюдается не чаще, чем в 10-35% всех исследованных биографий. В связи с этим мы можем сделать заключение, что данные Г. Лемана относительно спада творческой продуктивности на пятом десятилетии жизни являются артефактом неадекватного методического подхода. Явление положительной корреляции длительности периода оптимальной продуктивности со значимостью творческого работника (то есть с уровнем творческого потенциала) мы склонны считать наиболее фундаментальным феноменом, вскрытым в нашей работе.

2. Более выдающиеся представители творческого труда, как правило, раньше начинают профессиональную деятельность и раньше созревают (то есть создают первые зрелые работы).

3. Окончание периода оптимальной продуктивности, как и окончание творческого труда в целом, у наиболее выдающихся учёных и деятелей искусства происходит обычно позже, чем у менее выдающихся.

4. У менее выдающихся представителей творческого труда в большей степени выражена положительная корреляция между временем начала и окончания периода оптимальной продуктивности, то есть у «стартующих» в более раннем возрасте обыкновенно раньше наблюдается спад. В выборке наиболее выдающихся учёных и деятелей искусства такая корреляция не выражена; представители этой группы «финишируют» в большинстве случаев в позднем возрасте, независимо от возраста «старта».

5. У наиболее выдающихся представителей творческого труда (выборка А) фазовый характер деятельности в целом проявляется слабее. Период обучения (первая фаза) у них обычно более длительный и не прекращается с началом самостоятельной творческой деятельности (вторая фаза), часто же продолжается до конца жизни. Третья фаза - продуктивная - обычно вообще не усматривается. У менее выдающихся деятелей искусства фазовый характер деятельности выражен более чётко. Вторая фаза (период расцвета) в выборке А по длительности значительно превосходит таковую в выборке Б.

6. В сфере философии и биологии «старт» наступает в большинстве случаев несколько позже (в среднем 31,2 года), чем в точных науках, литературе и особенно в музыке (в среднем 18,2 лет). «Финиш» в области биологии, астрономии и геологии наступает позже, чем в точных науках (математике, физике, химии) и изобретательстве. Период наивысшего подъёма более выражен у представителей точных наук, литературы и музыки, чем у биологов, философов и художников.

7. В обеих выборках (более или менее выдающихся учёных и деятелей искусства) спад наблюдается чаще в точных науках и изобретательстве, чем в гуманитарных науках, живописи, литературе и музыке.

8. Наиболее выдающиеся учёные, начавшие свою профессиональную деятельность после 1850 г., «стартуют» позже, чем их коллеги, работавшие в более ранние периоды истории, тогда как менее значительные учёные, а также выдающиеся деятели искусства после 1850 г., напротив, раньше начинают творческую работу на высоком уровне. У менее выдающихся деятелей искусства данные различия не выражены. В гуманитарных науках и искусстве спад в выборке Б чаще отмечается у родившихся после 1850 года. В точных науках такой закономерности не наблюдалось.

9. Спад чаще наличествует у тех учёных и деятелей искусства, чье творчество совпало с кульминационным пунктом в развитии соответствующей области или завершило его, а также у учёных и деятелей искусства с консервативными взглядами, «ориентированных назад». У представителей творческого труда, работавших на более ранних этапах развития данной области, у прогрессивные учёных и деятелей искусства спад выражен реже.

10. У писателей во второй половине жизни отмечается снижение количества работ, создаваемых в единицу времени (что связано с укрупнением масштабов данных работ). Однако спад продуктивности наивысшего качества в выборке А значительно слабее, чем в выборке Б. И наоборот, количество неудачных работ снижается с возрастом у наиболее выдающихся представителей творческого труда, а у менее выдающихся образует «плато» и даже некоторый подъем на пятом и шестом десятилетии жизни.

11. Короткоживущие представители творческого труда (умершие до 50 лет) «стартуют» и созревают несколько раньше, чем долгоживущие (прожившие более 50 лет), но различия эти математически не значимы.

12. Явление второй кульминации (подъём продуктивности на пятом десятилетии жизни) довольно редко встречалось в нашей выборке (только у 15,3%). На этом основании мы предполагаем, что вторая кульминация не является некой закономерностью развития представителей творческого труда.

13. У представителей творческого труда редко наблюдается спад продуктивности в годы, предшествующие смерти. Напротив, у наиболее выдающихся деятелей науки и искусства в эти годы часто происходит подъем продуктивности.

14. Ослабление творческой продуктивности в среднем и пожилом возрасте может быть связано со следующей группой факторов:

а) Социальные изменения и перемены в образе жизни, не благоприятствующие творческой работе на высшем уровне.
б) Личностные изменения, как то: спад интеллекта и изменение структуры способностей, мотивационные сдвиги (редукция игровой мотивации, «мотивационный застой», преобладание беспокойства и тревожности над экспансией, тенденция к конформизму, авторитарности, консерватизму и гетерономной воле, сужение круга интересов, редукция их числа и изменение структуры (разобществление).
в) Биологические изменения в организме, связанные с геронтогенезом (старением).

Перемены в социальной среде, безусловно, детерминируют творческую активность человека. Например, как мы уже отмечали, учёный, деятельность которого совпадает во времени с кульминационным моментом в развитии данной отрасли, может не исчерпать своего творческого потенциала, но вместе с тем исчерпать проблему, над которой он работает. В таких случаях новый подъём продуктивности может возникнуть только благодаря переключению на другую область. Мы показали, что возможность такого переключения (динамичность деятельности) более вероятна в группе выдающихся деятелей науки и искусства.

Загрузка творческого человека административной работой во второй половине жизни не только не снижает продуктивности, но, вопреки обыденному мнению, способствует длительной сохранности творческого потенциала в позднем возрасте». 

Бодалёв А.А., Рудкевич Л.А., Как становятся великими или выдающимися?, М., «Издательство Института Психотерапии», 2003 г., с. 264-267.


Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру