Герой телесериала «Доктор Хаус»

Герой американского телесериала -  врач-диагност Грегори Хаус / Gregory House Доктор Хаус (его роль исполняет английский актёр Хью Лори / Hugh Laurie.

Название сериала в американском прокате: House M.D.; первые серии вышли в 2004 году.

«Автор сериала Дэвид Шор признался, что на создание доктора Хауса его вдохновил Шерлок Холмс, самый известный герой детективной литературы. В фильме «Спайс Уорлд» Лори копировал и второго знаменитого детектива - Пуаро Агаты Кристи. Кажется странным, что Лори в «Хаусе» прибегает к детективному жанру, пытаясь пародировать Пуаро, но именно это он и делает. Самым явным и очевидным реверансом в сторону Холмса является то, что у Хауса номер дома 221 - всем известен адрес: Бейкер-стрит, 221, «Б». Другая аллюзия на Холмса звучит в сценарии: в первой серии третьего сезона у человека, стрелявшего в Хауса, нет имени, а в сценарии его называют Мориарти - по имени одного из врагов Холмса. Однако самыми важными и яркими оказываются менее явные указания на сходство между знаменитым сыщиком и Хаусом. Подобно Холмсу, Хаус гениален, эгоцентричен и с трудом терпит других людей; Хаус распутывают сложные дела с помощью интеллекта, а не кулаками; у Хауса один-единственный друг в больнице - прагматичный помощник (Доктор Уотсон у Холмса превращается в доктора Уилсона у Хауса). Холмс играет на скрипке, и Хаус - музыкант (у Хью Лори - законченное музыкальное образование, и он играет на пианино, гитаре и гармонике). Сэр Артур Конан Дойль писал своего Холмса с известного хирурга Джозефа Белла, и, таким образом, создание Давидом Шором образа врача в  стиле Холмса замыкает круг. […]

В Хаусе мы замечаем все черты Шерлока Холмса. Мы четыре раза были свидетелями того, как он принимает анальгетики, видели, как он заказывает, а потом прикарманивает упаковку этих анальгетиков, - всё это показано так тонко, что мы не сразу догадываемся, что Хаус, как и Холмс, без зазрения совести принимает наркотики, но всё это в фильме звучит явно. Его первой реакцией на то, что 29-летняя женщина умирает от рака мозга, было саркастичное: «Как скучно». Вслед за этим он отпускает такие замечания, как: «Людей перехваливают», «Все лгут», и грубит женщине, сын которой страдает от астмы, потому что она показалась ему слишком глупой. Одного мимолетного взгляда на больного с оранжевой кожей ему достаточно, чтобы сделать вывод, что тому изменяет жена, - дедукция как раз в духе Холмса; оригинальная и быстрая, как молния. Вместо того чтобы искать доказательства, Хаус ищет объяснения симптомов  - в пилотных сериях ему приходится доказывать свою правоту пациентке, хотя совсем не хочется с ней возиться («A не надо ли нам поговорить с больной, прежде чем проводить обследование?» -  спрашивает Форман. Хаус отвечает: «Она что, врач?») это один из основных методов, которым пользуется Холмс, чтобы раскрыты преступление: найти какую-нибудь зацепку, пусть и странную, которая соединяет факты воедино. Теперь, когда мы поняли, что Хаус списан с Холмса, мы можем заметить, что все роли, сыгранные Лори, в Хаусе достигают своей кульминации: ум выпускника Оксбриджа, противопоставление «умный-глупый» (Дживс и Вустер, Блэкэддер и принц Георг, Хаус и быдло, с которым ему приходится иметь дело), преступники и детективы (понятное дело, что Хаус - это и то и другое). В Хаусе сочетаются два очень несхожих типа детективов - утончённый британский гений Шерлок Холмс и внешне крутой и циничный, но романтик в душе, Сэм Спэйд. Вот почему Лори идеально подходит на роль Хауса: чтобы Хаус состоялся, понадобились в равной мере опыт и умение Лори пародировать как англичанин-денди, так и американца-циника. Хаус - это не пародия на детектив. Но связь между «Хаусом» и детективным жанром напоминает связь между пародией и оригиналом: в более поздней версии использованы такие детали, которые нам уже знакомы, но старое звучит по-новому, а старый жанр кажется свежим. В «Хаусе» Лори возрождает детективный жанр, объединяя в своем герое двух  абсолютно разных сыщиков и наделяя их таким необходимым чувством юмора».

Джеф Клок, Хью Лори и его Хаус, в Сб.: Загадка доктора Хауса – человека и сериала / Под ред. Лин Уилсон, СПб, «Питер», 2010 г., с. 79-81.

 

«Хаус служит напоминанием о том, что люди, делающие благое дело, не всегда удобны окружающим. Между прочим, Лори в обличье Хауса усиливает характер и природу своего персонажа; внешне несимпатичная личность оказывается самым приличным человеком. Хаус груб, высокомерен и хамоват как с больными, так и с коллегами. Но он излечивает людей, в то время как обходительные врачи в белых халатах стоят вокруг и недоумевают. Такова цена: так карма распределяет добро и зло. Его грубость, так или иначе усугублённая обстоятельствами, компенсируется его стремлением вылечить больного. Он является необычным примером холистического подхода, для которого не свойственны эмоциональные и поверхностные суждения, причём только по поводу болезней; для такого подхода характерно глобальное видение проблемы.

Несмотря на свою мизантропию, Хаус не улизнёт, чтобы сыграть партию в гольф, и не предпочтёт лечить богатого больного, если встанет вопрос о спасении чьей-то жизни. Мы не видим, чтобы Хаус по-человечески общался с больными, но если вам в руку вставлен катетер, если вам грозит смерть, то мотивы и поведение вашего спасителя не так уж важны. Хаусу нужна победа. А больной не обязан его любить, чтобы почувствовать все плюсы этого желания победить.

Он также благороден в той степени, которая нравится недовольным и не слишком почтительным британским зрителям. Когда от него ждут гладких речей по поводу преимуществ лекарственной программы в его больнице, он начинает яростно отстаивать свою точку зрения, говоря о коллеге, находящемся в финансовой зависимости от фармацевтической компании, проводящей испытание лекарственного препарата на больных, от которого, как утверждает Хаус, больным становится только хуже. Ну и парень! Если у него такие жёсткие принципы, то мы бы перетерпели его высокомерие и грубость во время обследования! Такой не забудет тампон в вашем животе после операции и не назначит сомнительное лекарство, потому что фармацевтическая компания оплатила ему поездку в Венецию. И уж он не смолчит, если знает, что его коллега в чём-то не разбирается.

Грегори Хаус - в высшей степени профессионален и честен до такой степени, что плакать хочется. Но даже если бы он не был светилом Диагностики, из него бы не вышел настоящий сукин сын, потому что он честен. Врач, который вам говорит, что не знает, что у вас, по сути благороднее, чем тот, который советует вам не забивать голову (потому что он сам не понимает, что с вами происходит, но боится это признать). Скажите нам правду, доктор. Мы вас поймём».

Карен Трэвис, Путь сукина сына, в Cб.: Загадка доктора Хауса – человека и сериала / Под ред. Лин Уилсон, СПб, «Питер», 2010 г., с. 68-69.