«В Иудее рубежа эпох бродячий философ был явлением редким, зато странствующий пророк был знаком почти всем. Существовал древний институт пророков, к началу нашей эры пришедший в упадок. Однако традиция пророчества всё же сохранялась. Существовало довольно чёткое представление о том, как именно должен вести себя пророк и о чём говорить. Все пророчества сводились к одному основному: наступит день, придёт Мессия и восстановит былое величие Израиля, а затем возвестит Царство Небесное, Мессия предполагался из царского рода. Таким образом, пророк, возвещающий приход Мессии, воспринимался как его провозвестник.
Христос был тем самым Мессией, которого ожидали израильтяне, но его приняли за пророка, и все его действия оценивались с точки зрения того, что он пророк. Христа многие простые люди почитали великим пророком. Он вызывал невольное чувство преклонения, вокруг него люди ощущали свет и аромат истины. Ведь именно Иисус Христос создал образ святого нового типа. Христос был не просто человеком, а Богочеловеком. Но это могли, и только отчасти, не сразу, постигнуть апостолы. Для остальных Иисус оставался только идеальным, жертвенным человеком. Многие поступки и слова Иисуса с обыденной, житейской точки зрения противоречили здравому смыслу. Но иудейское сознание привыкло, что пророк часто ведёт себя особенным образом. Община иудеев видела в Иисусе только ещё одного толкователя Моисеева закона. Путь чрезвычайно одарённого духовно, необычного, но всё же толкователя закона. Иудеи, хотя и возмущённые новым учением, были снисходительны к Иисусу Христу, пока Он казался им пророком, учителем.
Хотя Ветхий Завет знает и факты убийства общиной пророков: Иеремии, Захарии. Иудейского пророка можно назвать ветхозаветным святым. Так что Иисус, выбрав служение пророка, уже находился в неявном конфликте с обществом, убивавшем пророков. Но едва только открылось, что именно Иисус - Мессия, сразу же приготовили обвинение и казнь. Святой, последователь Христа, с самого начала своего пути должен быть готов к обвинениям, часто даже несправедливым.
Между пророком древних иудеев и святым христианской церкви, провозвестником Христа, лежит пропасть, но, тем не менее у них одна основа. Это вера в Царство Небесное, Царство любви и справедливости. Иудей воспринимал Царство как общество земное, постигаемое чувствами. Возвещённое Иисусом Христом Царство Небесное, напротив, не имеет локализации ни в земном времени, ни в земном пространстве. Пространство и время Царства Небесного существуют отдельно от земных.
Если иудейский пророк предпринимал странствия, идя на лишения, ради цели, находящейся на земле, в области чувственно постигаемого, то христианский святой странствует, переходя черту горизонта. Он абсолютный Странник. Его, цель нельзя ни увидеть, ни понять. Иисус Христос, Богочеловек, Совершенный Учитель, дал именно такой образ. Чем бескорыстнее твоё странствие, тем больше тебе даётся Богом. Древнему человеку трудно было понять и принять такое знание».
Черных Н.Б., Уроки святости: как становятся святыми, М., «Эксмо», 2008 г., с. 45-47.