С одарёнными детьми – да, трудно…

Одарённые дети - «…они не такие, как все, не такие, как их сверстники. В чём-то они опережают, а в чем-то отстают он них, что создает массу проблем, коллизий, конфликтных ситуаций. В иносказательной форме это блестяще показано в сказке о гадком утёнке - сколько ему пришлось пережить, прежде чем стать прекрасным лебедем. Любой одарённый ребёнок, по сути, проходит этот «утино-лебединый» путь, трудный, во-первых, для него, во-вторых, для его родителей, в-третьих, для его педагогов и, наконец, в-четвертых, для общества. Что касается самих одаренных детей, то им трудно, так как они необычны. А необычность не прощается окружением, которое больше реагирует на странности поведения одарённого ребенка, чем на успехи в его развитии, и скорее найдёт в нём черты шизофрении, чем признаки гениальности. При этом одарённые дети сами буквально провоцируют такое отношение. Они успешны - более чем успешны в какой-то сфере, но им скучно или они отстают в других сферах. В результате им трудно в микросреде. Родителям таких детей тоже трудно. Трудно и с самими этими детьми, и с их отношениями в социуме, и с отношением к ним окружающих. Ещё труднее педагогам. И дело даже не в том, что они ориентированы на работу с обычными детьми, на выполнение и развитие именно нормы. Речь идёт не об ущербности методики, ориентированной на «среднего» ученика, при подтягивании отстающих и неумении перспективно развивать опережающих. Трудности педагога кроются в другой, не дидактической, а психологической области - ему, взрослому человеку, профессионалу, который привык учить, поучать, наставлять, а, следовательно, и осознавать, и ощущать себя учителем, фигурой знаковой, надо признать, что какой-то ребёнок-недоучка, недомерок, извините, козявка - гений, а он, столько лет сам обучающий других, по сравнению с этим малышом «мелко плавает». Трудно и всему сообществу - трудно признать, что есть не просто равные среди равных, а есть среди нас более одарённые, талантливые, гениальные».

Наши юбиляры: к 75-летию Д.И. Фельдштейна (интервью), журнал «Вопросы психологии», 2004 г., N 6, с. 148-149.

 

Творческое развитие детей