Находясь в эмиграции, П.А. Кропоткин публикует в Лондоне книгу: Mutual Aid, a Factor of Evolution / Взаимопомощь как фактор эволюции.
История книги такова:
«Современник Кропоткина естествоиспытатель Томас Генри Гексли отстаивал дарвиновскую теорию, выпустив в 1888 году очерк «О борьбе за существование в человеческом обществе» (On the Struggle for Existence in Human Society), где соперничество (конкуренция) изображалось важнейшим движителем человеческой эволюции. Кропоткин заявил, что истолкование Гексли учения Дарвина неверно и неточно. Издание очерка Гексли побудило Кропоткина взяться за перо и написать в ответ статью «Взаимная помощь как фактор эволюции», которая вместе с последующими очерками, печатавшимися на страницах журнала «Guardian», составила в дальнейшем самую известную книгу Кропоткина с тем же названием.
Кооперация, утверждал Кропоткин, хорошо видна в мире животных. Лошади и олени объединяются для совместной защиты от врагов, волки и львы собираются для охоты, пчёлы и муравьи сотрудничают самым разнообразным образом. […] Кропоткин к тому же утверждал, что люди расположены помогать друг другу без принуждения. Не нужно централизованной власти для того, чтобы подавать пример или заставлять людей поступать справедливо. Люди поступали так ещё до возникновения государства.
В действительности же Кропоткин придерживался взгляда, что именно власть подавляет нашу природную склонность к сотрудничеству. Его приверженность началам народоправства и привела в итоге Кропоткина в царские застенки. Кропоткин писал о временных средневековых гильдиях - совместных, возникающих «по случаю» объединениях, создаваемых союзом единомышленников с общей целью и общим местом пребывания. Эти объединения можно было отыскать на судах, на строительстве больших общественных сооружений вроде соборов и повсюду, где «рыбаки, охотники, странствующие купцы, строители или оседлые ремесленники собирались вместе для занятия общим делом». После выхода в море капитан судна собирал на палубе команду и пассажиров, говоря им, что теперь они здесь одно целое и что успех плавания зависит от их совместных действий. Затем все избирали «судью» и «приставов» для взимания «пошлины» с нарушителей заведённых порядков. По завершении плавания весь сбор шел беднякам города, куда приставал корабль».
Г. Рейнгольд, Умная толпа: новая социальная революция, М., «Фаир-пресс», 2006 г., с. 70.
ПРИМЕР. «…возможны (и наблюдались) случаи, когда в борьбе за существование как раз побеждали виды, у которых лучше развита взаимопомощь (так называемое соревнование в альтруизме). У нас есть все основания полагать, что именно это превратило стадо первобытных обезьян в примитивное человеческое общество. Собственно, само существование стад и предполагает наличие взаимопомощи. Порой в борьбе за существование огромную роль играет межвидовая взаимопомощь. Общеизвестна, например, птичка (мелкий кулик - египетский бегунок), склевывающая пиявок, присосавшихся к пасти крокодила. Некоторые птицы в Африке (и не только в Африке) «предупреждают» об опасности крупных копытных, попутно склевывая с них паразитов. А совместные нападения дневных воробьиных птиц на их заклятого врага - филина? Мы уже не говорим о случаях более тесного содружества, например, о симбиозе рака-отшельника и актинии, известном из школьных учебников».
Медников Б.М., Дарвинизм в XX веке, М., «Советская Россия», 1975 г., с. 20-21.
Характерно, что П.А. Кропоткин не отрицал существования конкуренции между представителями одного вида, не отрицал он и правильность выражения: «выживание наиболее приспособленных».
Но он считал, что «наиболее приспособленными» являются те животные, которые сотрудничают между собой».
Почему западные исследователи так много писали именно о конкуренции? По мнению П.А. Кропоткина, они обычно путешествуют в тропиках, где наблюдают перенаселение и острую борьбу за существование; русские же чаще ездят в малонаселённую Сибирь, где в суровых условиях люди помогают друг другу…