Тройной контроль операций в атомной промышленности

«Методика работы атомщиков предусматривала тройной контроль всех операций по сборке и испытаниям.

Руководитель держит инструкцию и слушает, как испытатель громко читает содержание операции, например: «Отвернуть пять болтов, крепящих крышку такую-то». Исполнитель отворачивает. Третий участник работ подтверждает: «Пять таких-то болтов отвёрнуты». Контролёр –  представитель военной приёмки докладывает, что выполнение операции принял. Об этом делается роспись в соответствующем документе. Только после этого вся компания может переходить к следующей операции. Работа идет медленно, скрупулёзно, с обязательной громкой читкой, обязательным докладом об исполнении и распиской в особом технологическом журнале».

Черток Б.Е., Ракеты и люди. Подлипки – Капустин Яр – Тюратам,  М.,  «РТСофт», 2006 г., с. 277-278.


Далее в книге Б.Е. Черток описывает ряд ошибок, которые делали ракетчики, у которых не было подобного тройного контроля:


«Комиссия по расследованию причин несостоявшегося пуска с трудом, но докопалась до истины. Она оказалась из разряда «нарочно не придумаешь». На заводе при монтаже бортовой пневмогидросхемы центрального блока клапан азотной продувки двигателя перед запуском установили с ошибкой на 180 градусов. Хотя на клапане и выгравирована стрелка, указывающая направление потока, но одинаковые резьбы штуцеров на входе и выходе не исключали возможности ошибки. Монтажник запросто мог развернуть клапан по своему разумению, ибо он не обязан знать, куда же стрелка должна быть направлена. Для этого надо изучать пневмогидросхему. А вот куда смотрели контролеры и военпред? Соответствующий разгром последовал без промедления. Тут же, по горячим следам мы обнаружили точно такую же ошибку и на следующей ракете, которую только что начали готовить. Эта ошибка привела к тому, что продувка азотом продолжалась перед запуском. Газообразный азот попал в кислородные полости камер сгорания основного и рулевых двигателей. Керосин не пожелал гореть в атмосфере кислорода с азотом, двигатель никак не выходил на режим, и автоматика системы управления, не дождавшись к установленному времени нужного давления в камерах сгорания, дала команду на выключение всех двигателей пакета. Вот тогда мы и вспомнили о тройном контроле сборки боевого заряда, о котором много слышали в прошлом году при подготовке к пуску ракеты Р-5М с атомной головкой».

Черток Б.Е., Ракеты и люди. Подлипки – Капустин Яр – Тюратам,  М.,  «РТСофт», 2006 г., с. 355.