«Где грань между бредом и заблуждением? Бредом можно назвать заблуждение, у которого катастрофически малы шансы быть принятым за истину.
Но бывает бред, в котором есть жало истины, и есть истины с жалом бреда.
(!) Склонность к умствованию, к рассуждательству, к объяснению и обоснованию всего и вся; к всеохватное к единству смысла, к глобальной последовательности, к всеобщим конечным истинам. («Начав говорить, чувствую неодолимое желание развивать мысль дальше и дальше, хоть нет конкретной темы: прихожу к абсолютам, к времени и пространству, вопрос: что первично?») Это называют иногда философской интоксикацией, может быть, это компенсация какой-то недостаточности интуиции; тут же гипертрофия логики, сугубая рациональность, («В жизни есть дело и наслаждение; высшее дело - наука, высшее наслаждение - женщина; делю время между наукой и женщиной; но каждая требует всего Времени; что предпочесть? Что первично?»)
(!!) Это приходит как озарение, либо кристаллизуется постепенно. Стройная, несокрушимая мыслительная конструкция, умственная крепость. («...Я открыл смысл Времени. Наше Время - одно из бесконечных множеств Времён... Если есть Бесконечность, в ней не может бесконечное количество раз не повториться любое явление. ...Следовательно, имеется бесконечное множество иновременных «я». Сновидения - это контакты с иновременными сознаниями. Смерть - переход в Антивремя... Причина рака: в клетках нарушается баланс Времени... Иновременность...») Расползшаяся сверхценная идея. Патологическая интуиция. Логическая опухоль; бредовая система. Рациональное зерно прорастает, может быть, лет через сто совсем в другом месте. («Создаю теорию Межвременных Контактов. Телепатия - частный случай... Стругацкие, Лем? Профанации... Проектирую интегратор Времени... Я-то знаю, что не умру... Ухожу из института, там делают не Науку, а диссертации. Работаю в Мосгорсправке. Нигде не работаю».)
(!!!) Может быть, и неплохое начало для гения, но связь между звеньями системы начинает слабеть. Клочковатость мысли, логические соскальзывания, смысл то спускается слишком глубоко, то слишком поверхностен. Скачка смысла, размытость логики. («Время - деньги. Деньги - Время. Временные денежные затруднения. Для преодоления временных трудностей в народном хозяйстве требуются капиталовложения, но у нас плохо поставлен перевод человеко-часов в человеко-рубли. Прощайте, годы безвременщины. Мой денежный современник, одолжите мне небольшую сумму, у меня мало времени».)
(!!!!) Явные нарушения логики, нечувствительность к противоречиям, расщепление мышления, фантастический бред. («Я - Бог Психиатрии. Цветоощущение - основа Вселенной. Интегральный компрессор Времени имеет в основе замороженный мозг: новый принцип реанимации. У меня заморожены мысли, это аминазин».)
(!!!!!) Распад даже простых логических кирпичей, полная бессвязность мыслей и фраз, словесная окрошка - «шизофазия». («Интегральный крематорий... Интеркремация... Кремиграл...»)
Таковы основные вехи шизофренической мысли. Парадокс: люди, мыслящие и поступающие с максимальной логичностью, оказываются нелогичными и по отношению к самой жизни, которая дает место и логике и нелогичности, а точнее - неохватимой умом массе различных логик. Эту жизненную пропорцию легко, интуитивно усваивает циклотимик. Предельная же логичность и абсурд как крайности сходятся где-то у основания шизофрении. Это победное шествие шизорадикала. Эмоциональный аккомпанемент - утрата душевных контактов, антисинтонность. А на этом фоне ещё много всякой психопатологической всячины.
Но такой полный «классический» путь скорее исключение, чем правило. Гораздо чаще происходит остановка где-то на подступах. Возможны и путь назад, и многократные колебания, и возврат, даже в течение нескольких мгновений. Грань между реальным и патологическим часто трудноуловима, а порой её просто не существует: как получится, как выйдет, как повернёт. Философская интоксикация есть нормальное состояние юного ума, на который в один прекрасный день обрушиваются и бесконечность, и смерть, и непостижимый смысл жизни. И не только юного... Это необходимый кризис личности, он может и должен повторяться, и плох тот ум, который не желает объять необъятное».
Леви В.Л., Я и Мы, М., «Молодая гвардия», 1969 г., с. 62-64.