«Приход новой идеи всегда переживается творцом как нечто, от него самого никак не зависящее. Ведь он не знает, откуда эта идея появилась, - её же только что в сознании не было. До того, как эта идея пришла, он ничего о ней ранее не знал, целенаправленно её не вынашивал, а в итоге даже не понимает, как он мог осознанно её придумать. Поэтому-то Р. Декарт, когда ему приходит в голову идея аналитической геометрии, падает на колени и благодарит Бога за ниспосланное ему озарение. И. Гайдн в момент возникновения мелодии рождения света в «Сотворении мира» восклицает, ослеплённый неожиданным блеском этой мелодии: «Это не от меня, это свыше!» А вот так пишет В. Моцарт: «Мысли приходят ко мне часто наплывом. Откуда и как, этого я не знаю и не могу ничего сделать, чтобы узнать. Те из них, которые мне нравятся, я удерживаю в памяти и тихонько напеваю про себя». Эту же тему в своей Нобелевской лекции продолжает И. Бродский: «Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлён тем, что получилось, ибо часто оказывается лучше, чем он предполагал». Учёные описывают свое состояние в процессе научного открытия словами: «с глаз внезапно упала пелена», «неожиданная мысль, словно молния, пронзила воображение» и т. д. Ф. Шиллер удачно назвал состояние, возникающее в момент рождения идеи, «неожиданностью души».
Аллахверов В.М., Осознание как открытие, В Сб.: Психология творчества: школа Я.А. Пономарёва, М., «Институт психологии РАН», 2006 г., с. 353.