Мифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
Мифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
«Расцвела мифологизация креативного творчества; обозначим наиболее распространённые легенды и попытаемся опровергнуть их:
- творческие личности якобы не подвержены конформизму. Напротив, они часто подлаживаются под реальные обстоятельства, чтобы получить возможность творить;
- креативные творцы якобы не заботятся о том, чтобы производить хорошее впечатление. Нет, это не так. Среди них немало бахвалов;
- личности творческие якобы испытывают дискомфорт в обыденной жизни. Опять же - нет. Многие креативные творцы стремятся к обыденному спокойствию и лишь внутренние побуждения мучают их (эндогенным дистрессом из-за нерождённых творений) и побуждают творить (маня брезжущим эустрессом озарений);
- якобы всегда к истинному - креативному - творчеству побуждает стремление к самореализации. Это не жажда самореализации, а стремление к освобождению от мучений «беременности» творением;
- творческой личности якобы не важно, будут или нет оценены по достоинству плоды её деятельности (её мучений?!). Непризнание, втаптывание творца в грязь убивало (часто в зародыше) великое множество гениев;
- при креативном творчестве якобы отсутствуют алгоритмы поиска. Никак нет, они всегда есть в любой деятельности (в любой жизнедеятельности?). […]
Несомненно лишь одно: инсайтно-креативное творчество всегда побуждается лёгким дистрессом (неубийственным, как коня пришпорить) и пробуждается, «выманивается» (как библейский осёл морковкой) эндогенным эустрессом - предвестником счастья.
Креативные педагоги, нередко используют провокативные стимулы для пробуждения творческих потенций. Замечательный педагогический приём такого стимулирования демонстрирует В.В. Колпачёв, у которого мы почерпнули вышеперечисленные «мифы» о предтворческих состояниях».
Китаев-Смык Л.А., Факторы напряжённости творческого процесса, журнал «Вопросы психологии», 2007 г., N 3, с. 81.