Барьеры различной природы, мешающие творческой деятельности
Психотерапия и психиатрияДушевные отклонения и болезни...
Психология творчестваПсихология творчества
X
Барьеры различной природы, мешающие творческой деятельности
Психотерапия и психиатрияДушевные отклонения и болезни...
Психология творчестваПсихология творчества
X
Натали Роджерс издала книгу: Творческая связь / Creative connection, где во второй главе описала преграды для творчества:
«Внутренний критик, по-видимому, сидит на плече каждого из нас. Я с трудом вспоминаю время, когда создавала картину, или писала статью, или танцевала и при этом не оценивала себя каким-либо образом: «Я это делаю хорошо или ужасно?» Большинство людей, по-видимому, постоянно проходят через этот же процесс размышления. Когда мы были маленькими детьми (до того, как пошли в школу), мы были способны творить без какого-либо беспокойства относительно «правильности», «красоты», «хорошести» или «плохости» того, что у нас получалось. Мы просто были вовлечены в исследование и экспериментирование. Мы инкорпорировали критика по многим причинам: чтобы проводить эстетическое различение, чтобы он оказывал помощь на пути к достижению цели или чтобы быть полезными людьми в обществе. Однако внутренний критик не полезен, когда он привносит в нашу жизнь стыд, смущение или страх. Это мешает нам быть творческими.
Мы можем договориться с внутренним критиком, чтобы он не подавлял наши чувства и действия. Один из способов отпустить этого строгого судью - всего лишь заметить его и попросить пройти мимо: «О, я чувствую, что меня оценивают. Я могу продолжить быть требовательным к себе или вернуться к делу». Размышления подобного рода позволяют внутреннему критику быть частью нашей жизни, но не позволяют ему препятствовать нашей способности действовать. Или мы можем сказать себе: «Мистер Критик, Вы можете быть полезны в этом деле позже, не сейчас».
Мы нуждаемся в одобрении, и это может препятствовать творчеству. «Понравится ли кому-нибудь моя скульптура?», «Что люди подумают обо мне, если я стану танцевать и окажусь неуклюжим?», «Если кто-нибудь услышит, как фальшиво я пою, они захотят, чтобы я замолчал». Мы задаём основополагающий вопрос: «Полюбит ли меня кто-нибудь, если я буду полностью самим собой?» Все мы нуждаемся в любви и признании. Однако ключ, открывающий источник нашей творческой энергии, состоит в том, чтобы обнаружить глубочайшее ощущение принятия в самих себе. Если мы отдадим средоточие этой мудрости в руки других людей, мы низведём себя до жизни, суть которой будет состоять в том, чтобы понравиться другим. Женщины отчасти знают, насколько разрушительным это может быть.
Моё поколение женщин было призвано обслуживать своих мужей и детей. Такая жизнь привела к тому, что многие из нас потеряли ощущение самих себя. С другой стороны, Мать Тереза, которая служила людям в самом высоком смысле этого слова, не старалась понравиться кому бы то ни было. Наша культура также делает большой упор на логические, линейные, высокотехнологичные и маскулинные качества, так что многие мужчины научаются отрицать свое эстетическое, образное, чувствующее и играющее Я. Выражение чувства через танец и цвет кажется им дурачеством. Чтобы полностью раскрыть свои творческие способности, необходимо победить жесткого внутреннего критика и научиться самоодобрению.
Один участник человекоцентрированной экспрессивной программы писал так:
«Как мужчина я получал самоуважение в основном через достижения, свершения, соревнования, контроль, доминирование, рациональность, покорение и, что особенно важно, через подавление всех чувств. В терапии посредством экспрессивных искусств мне была дана возможность приобрести самоуважение через принятие моего выразительного, эмоционального, духовного, сострадательного аспекта: той моей части, которую я считал своей «феминной» стороной и потому неприемлемой для своей маскулинной идентичности. [...] Там была атмосфера доверия, я знал, что не соревнуюсь с другими, что мои рисунки, движения и игра не оценивались, - это способствовало тому, чтобы я мог обратиться внутрь самого себя и вступить в контакт с чувствами. Я мог быть ранимым и открытым без риска подвергнуться осмеянию. [...] Рискуя выразить себя, я сломал старые устои, представления о том, что мужчина не должен вести себя по-детски или по-женски или так, чтобы казаться дурашливым».
Творческий процесс, как он переживается в экспрессивном искусстве, - это путь к самораскрытию, самоуважению, доверию к себе. Мужчина, написавший процитированные строки, открыл возможность сделать себя сильнее посредством понимания и признания своей нежной составляющей, своих переживаний и чувств. Становление нашего собственного и лучшего источника признания может занять некоторое время. Вы можете тренироваться в том, чтобы уделять внимание той части себя, которая нуждается в одобрении, тонко понимать и принимать её, но не позволять ей доминировать в Вашем поведении.
Полезным утверждением может служить такое: «Я сознаю, что мне хотелось бы, чтобы кто-нибудь сказал, что у меня всё идет хорошо. Я могу оказать себе такого рода поддержку прямо сейчас». Ваша потребность в любви и одобрении законна. Но эта потребность - коварный неуловимый маленький эльф. Чем больше Вы желаете любви и одобрения, тем меньше Вы, как Вам кажется, их получаете. Это никогда не казалось мне справедливым, но жизненный опыт говорил, что когда я больше всего нуждаюсь в любви и одобрении, я не получаю их. Когда же я люблю или любима, они приходят ко мне. Если мы будем аутентичными или верными своему высшему Я, то встанем на прямой путь к обретению искренней любви и одобрения.
Страх неудачи - другая преграда к тому, чтобы позволить себе быть всецело творческим. Вообще, что такое провал? Школьная система оценивает каждый наш шаг, и ощущение себя, таким образом, может смешаться с ощущением неуспеха. Мне повезло учиться в школе, где применялась прогрессивная система обучения, где меня никогда не оценивали до поступления в колледж. Вместо этого учителя давали нам подсказки, как улучшить свои результаты. Эти сообщения никогда не внушали мне ощущения неуспеха. Напротив, они всегда включали что-то хорошее, что было гораздо более мотивирующим, чем негативные оценки. Что такое неуспех? «Я сделал это неправильно», «Я нехороший», «Я сделал большую ошибку». В творческом процессе (как и в жизни) все эти утверждения непригодны. Более полезные установки можно сформулировать так: «Что я могу вынести для себя из этой ситуации?», «Что может мне больше понравиться в этом деле или его результате?» Если я вижу людей, сражающихся со своими произведениями или чувствующих смущение при танце, то как терапевт или фасилитатор в группе я говорю: «Нет ничего правильного или неправильного в том, что вы делаете». И я вижу, как спадает их физическое напряжение. Другое препятствие в использовании нашего творческого потенциала, - это страх неизвестного: якобы там, внутри, мы обнаружим чудовищ и демонов. Часто встает вопрос: «Что будет, если я прикоснусь к источнику моей самой сильной боли?» Чтобы скрывать этих демонов, требуется большое количество энергии; и чем дольше они пребывают в заточении, тем больше они становятся.
Принятие таких чувств как части человеческого существа на самом деле делает из них союзников. Чудовище страха может быть трансформировано в сострадание. Злобное, жестокое существо, живущее в каждом из нас, может стать энергией для творчества и позитивного действия. Например, если долгое время скрывать негодование по отношению к деловому партнеру, то это истощит Вашу энергию. Если хранить эту злобу в секрете, сдерживать её, то это неизбежно будет иметь пагубные последствия для вашего тела, разума и духа. Если Вы выражаете эти чувства через цвет и танец и пишете о них в своём дневнике, Вы высвобождаете вулканический аспект этой энергии и приходите к новому пониманию себя в отношениях со своим партнером. Это открывает путь для соответствующего общения. Использование экспрессивных искусств в поддерживающей, принимающей среде очень помогает в преодолении преград к творчеству.
Вот некоторые комментарии участников человекоцентрированной экспрессивной психотерапевтической программы: «Я чувствую, как будто с меня сняли крышку и под ней в изобилии обнаружились творчество и переживания; творчество - это часть меня, и она дает мне столько энергии!» и «Я обнаружил важность несерьезной, игровой установки для того, чтобы вновь открыть в себе свои серьёзные стороны и ощутить новые перспективы».
Создание безопасной среды - не волшебство. Это навык, которому можно научиться. Люди, которые пребывают в такой среде, не думают: «Мы создали это сообщество собственной безопасности». Реально, большую часть этого они и делают сами, но всё же необходим искусный фасилитатор, чтобы установить сцену, на которой будет развиваться действо такого рода».
Натали Роджерс, Фасилитация творчества, журнал «Вопросы психологии», 2007 г., N 6, с. 70-73.