Периоды расцвета и упадка искусства России по А.Д. Арманду [продолжение]

Начало »


Наконец, четвёртый из наших поучительных примеров, это совершенно незнакомая отечественному искусству среда, которая сложилась после крушения Советов. Для служителей прекрасного было ошеломляющим, даже опьяняющим, чувство полной свободы от властей и цензуры, от художественных и нравственных канонов, от критики и даже от потребителей - зрителей, читателей, слушателей. Правда, очень скоро рынок наложил на эту свободу свою лапу, задал новые жёсткие правила игры. Но и через 15 лет после Горбачёвской перестройки чувство растерянности не покинуло полностью творческих работников. Только причиной его теперь служит другое: в новую эпоху резко упала востребованность любого высокоинтеллектуального продукта, не сулящего быстрой прибыли наличными.

Эта безвоздушная среда оказалась более губительной, чем цензура. Требованием момента стало «выжить». Классические произведения с их романтизмом, сентиментами, размышлениями и переживаниями оказались не у дел. Сцену заполонили творцы детективов в литературе, рока в музыке, рекламных клипов и боевиков на экранах кинотеатров, мыльных опер и бесконечных сериалов на телевидении, эротики в фотографии и живописи. Если начало прошлого века было декадансом, то нынешний век принёс с собой едва ли не полный разгром искусства в его привычном благородном, возвышающем понимании. Искусство пошло на услужение к массовому зрителю, в большинстве не отягощённому высокими запросами.

Нарисованная картина, конечно, упрощает намного более сложную действительность. Но на этой схеме высвечивается роль двух пар взаимно-дополнительных  факторов, определяющих   самочувствие искусства. Во-первых, управление (сверху) - против свободы самоорганизации и, во вторых, востребованность - против равнодушия.

В приведённых примерах на первом этапе управление имело место, но в умеренной степени, на третьем, советском оно усилилось до предела. Второй и четвёртый периоды демонстрируют ослабление почти до нуля контроля сверху. Востребованность, социальный заказ снижался в таком порядке: самый сильный - в советское время (3-й период), затем царский (1-й), предреволюционный (2-й) и, наконец, перестроечный (4-й). Итог сравнения может быть таким: и по оси свобода - управление, и по оси затребованность - ненужность крайние позиции не способствуют расцвету искусств. Искусство - отражение духовной жизни общества. Духовное начало, очевидно, процветает при умеренном сопротивлении со стороны среды (властей) и при достаточной, но не слишком сильной заинтересованности властей и населения в таком процветании. Как ни странно, ни полная свобода, о которой постоянно вздыхают творцы культуры, ни чрезмерный интерес со стороны потребителей, на пользу искусству не идут. Мужскому Ян требуются как доброе внимание с противоположной стороны, так и противодействие. Среда Инь (потребители), в свою очередь, как воспитанная женщина, не должна бросаться в объятия каждому Ян, возомнившему себя носителем красоты. Но и полного бесстрастия ей нельзя посоветовать Умеренное сопротивление даёт наибольший шанс для счастливого брака.

Как и мы, смертные, искусство переживает периоды расцвета, творческого здоровья, и периоды болезни. Причины таких смен кроются и в изменениях общества, и в собственных законах развития художественного мастерства. Закон маятника, несомненно, не позволит искусствам надолго сохраниться в нынешнем приниженном состоянии. Поэтому осторожный прогноз состоит в том, что заполнившая полмира поп-культура в  предвидимом  будущем вновь уступит  место разнообразным по форме, содержательным национальным искусствам, Возможно, сильный стимул к обновлению придёт с Востока. Некоторые признаки, пока скромные, позволяют увидеть в Российском искусстве приближение нового Ренессанса».

Арманд А. Д., Два в одном: закон дополнительности, М., «ЛКИ», 2008 г., с.182-186.