Описание религиозного учения в через дополнительность: «популярность – глубина знания» по А.Д. Арманду

«Каждое религиозное учение представляет собой целый спектр оттенков, различающихся по глубине проникновения в существо учения. Самое поверхностное усвоение религии может выражаться в эпизодическом формальном исполнении необременительных обрядовых действий, вроде наложения крестного знамения. Противоположный подход заключается в многолетнем изучении священных текстов и религиозной практики с настойчивым желанием проникнуть в скрытый смысл учения. Признано, что Библия, например, содержит ряд смысловых уровней, по разным версиям от трёх до семи. Самые глубокие из них представляют собой закодированное послание к далёким потомкам. Изыскания продолжаются и в наши дни, но, по некоторым признакам, мы еще не являемся теми поколениями, которым тайные смыслы будут открыты.

Многозначность   священных   текстов   породила   понятия экзотерического и эзотерического содержания религий. Первое - верхушки   религиозного знания, рассчитанные на широкий круг верующих, не озабоченных проблемой разгадывания священных тайн. Для них достаточно усвоить премудрости, полученные в приходской школе и руководствоваться набором продиктованных священником моральных норм. Подготовка пастырей уже требует знаний в пределах программы духовной семинарии, высшее религиозное образование даёт духовная академия. Наиболее устремленные к проникновению в божественную мудрость посвящают самостоятельным размышлениям многие годы жизни и достигают высот мудрости. Имена наиболее выдающихся мыслителей, таких как Ориген, Франциск Асизский, Фома Аквинский остаются в истории человеческой культуры на века. Церковь, как единый организм, заинтересована в существовании как умудрённых учителей, так и рядовых прихожан. Но по закону дополнительности приходится в одном случае жертвовать глубиной знаний, в другом - количеством образованных верующих. При этом увеличение количества последователей с неизбежностью влечёт и потерю единства учения. Растёт число различных толкований церковных догм, возникают всё новые секты. Это расширение нежелательно для верховных пастырей, так как ослабляет их влияние на массы, поэтому история западных религий в большой степени сводится к борьбе с «ересями», к расколам и попыткам воссоединения, как правило, бесплодным. «Ересь» - наше, чисто западное изобретение. Средствами   восстановления единодушия служили на протяжении веков «административные» меры: отлучение, анафема, а временами и лишение жизни, по суду инквизиции или просто без суда (сожжение старообрядцев).

Более успешен был опыт сохранения чистоты учения в узком кругу единомышленников, объединенных не только верой, но и дисциплиной. Закрытые и тайные религиозные общества, ордена масонов, тамплиеров, францисканцев, розенкрейцеров, иезуитов и другие в течение веков с большим или меньшим успехом сохраняют верность заветам. Но время неумолимо и к ним. Эволюцию нельзя отменить никакими мерами. Там же, где берёт верх погоня за количеством прихожан, иерархи церкви встречаются с нарушением канонов, девальвацией нравственности, допущением увеселительных мероприятий в храмах и даже с прямой аморальностью священников. Работает принцип дополнительности.

Гораздо более действенным средством борьбы с профанацией веры оказывается терпимость, естественная для индуистов и буддистов и мало свойственная западному мышлению. Восток ничуть не меньше, чем Запад, знаком с бесконечным ветвлением веры на учения, секты, группы, собравшиеся вокруг того или другого гуру. Это нисколько не мешает рождению даже в наши дни высоко авторитетных религиозных мыслителей уровня Рамакришны, Вивекананды, Ауробиндо и других. Многообразие религий и течений не только никому не мешает, но, наоборот, укрепляет религиозные чувства, позволяя приблизить веру к сознанию, характеру, традициям каждого верующего. Идеал Вивекананды: каждому - свою религию, может служить предметом устремления для всего человечества.

Арманд А. Д., Два в одном: закон дополнительности, М., «ЛКИ», 2008 г., с.168-169.