Закономерности, модели и эффекты и в группах людей от нескольких человек до нескольких десятков человек…
Распад творческого коллективаРаспад / раздел творческого коллектива
X
Закономерности, модели и эффекты и в группах людей от нескольких человек до нескольких десятков человек…
Распад творческого коллективаРаспад / раздел творческого коллектива
X
Самым богатым городом Италии на рубеже XIV-XV веков была Флоренция – «колыбель эпохи Возрождения», где интенсивнее, чем в других городах и странах, развивались искусства...
«Характерной особенностью этого времени становится интерес к искусству всего населения. Флорентийцы гордятся художественными богатствами города, они прекрасно в них разбираются. Скрупулёзно точные указания художнику в договорах свидетельствуют не только о зависимости последнего, но и о больших специальных знаниях заказчиков. Писатель Джованни да Прато участвует в конкурсе по сооружению купола Флорентийского собора, а лавочник Лука Ландуччи вручает свой архитектурный проект архитекторам Кронака и Джованни Челлини для освидетельствования.
Средневековые художники были по своему положению ремесленниками. Они входили в цех, должны были подчиняться цеховым правилам. Во Флоренции живописцы были так называемые sottoposti (подчинённые) цеха врачей и аптекарей. Это означало, что они состояли в цехе на правах бедных родственников и были лишены многих благ, которыми пользовались их старшие собратья по цеху. У скульпторов и зодчих положение было несколько более благоприятным, так как они образовывали один цех с каменщиками и деревообделочниками, в котором фигурировали как равноправные члены. Но зато этот цех принадлежал к категории средних цехов, в отличие от старшего цеха врачей и аптекарей.
Цеховые правила, бывшие вначале надёжной защитой от посягательства посторонних ремесленников, стали постепенно ограничивать свободу деятельности мастеров. Закон не позволял, например, приезжим мастерам работать без специального разрешения в городе, он требовал соблюдения одноцеховости, то есть, вхождения только лишь в один цех и работы в области только одного ремесла.
Борьба мастеров-художников за освобождение от многих связывавших их деятельность цеховых правил началась очень рано. Возглавили её зодчие и скульпторы.
Видимо, в конце XIII века они получили право, общее для большинства стран Западной Европы, работать где угодно, не входя в цех данного города. Чем ближе к XV веку, тем чаще мы наблюдаем случаи, когда художники выполняют и живописные, и скульптурные, и архитектурные работы. Джотто, например, и живописец и зодчий, Арнольфо ди Камбио - зодчий и скульптор, Орканья - скульптор и живописец, а Гиберти был принят в 1409 году в корпорацию ювелиров, входившую в цех торговцев шелком, в 1423 году - корпорацию живописцев в цехе врачей и аптекарей и только лишь в 1427 году, когда им были уже созданы многие скульптурные работы, - в цех каменщиков и деревообделочников.
Но очевидно, что сравнительно малозначительные и малочисленные группки ремесленников, какими были художники, не могли бы настолько эмансипироваться от влияния цеха, если бы цеховые устои постепенно не расшатывались экономическим развитием флорентийской буржуазии. К началу XV века художники были связаны с цехом уже слабее, чем в XIV веке. Особенно ясными становятся изменения, происшедшие в положении художников в итальянских городах при сравнении с положением их в странах севернее Альп. В немецких городах в XV веке цеховые предписания становятся всё более жёсткими. Во Франции вершителем судеб в области искусства становится король, который зачисляет художников в свою челядь.
Италия не знает этого положения. К началу XV века флорентийская синьория, поддерживая стремление художников освободиться от опёки цеха, дважды, в 1405 и 1415 годах, подтверждает право зодчих и скульпторов работать в городе, не входя в цех. Таким образом, цех, это типичное порождение средневекового городского устройства, потерял во Флоренции кватроченто значительную долю своей строгости. В какой-то степени это обстоятельство развязало руки художникам.
Творцы искусства эпохи Возрождения были в подавляющем большинстве выходцами из ремесленных кругов и из крестьянства. Воспитание художников происходило в ремесленной мастерской. Их окружение состояло обычно из ремесленников, таких же, как и они сами. Оплата труда строилась на протяжении всего XV века на ремесленной основе. Иногда мастеру удаётся подняться до положения преуспевающего бюргера. Но значительно чаще художники жили в нужде и умирали в нищете. Редко художник достигал высокой должности».
Либман М.Я., Донателло, М., «Искусство», 1962 г., с. 9-11.