Барьеры различной природы, мешающие творческой деятельности
Ошибки при работе с противоречиемОшибки при выявлении и/или разрешении противоречий
X
Барьеры различной природы, мешающие творческой деятельности
Ошибки при работе с противоречиемОшибки при выявлении и/или разрешении противоречий
X
Тихомиров О.К. и Клочко В.Е. опубликовали статью: Обнаружение противоречий как финальный этап формирования задачи, в Сб.: Искусственный интеллект и психология / Под ред. О.К. Тихомирова, М., «Наука», 1976 г., с. 176-204.
Авторы статьи «… давали испытуемым читать отрывок якобы из приключенческого романа. В тексте рассказывалось, как лодка, в которой плыли мальчики, была подхвачена бурным потоком. Описывался испуг юных путешественников во время крутых спусков. Далее следовало: «На подъёмах движение реки замедлялось, она как бы оседала, темнела. Река была подобна живому существу - так же легко и радостно спускалась с горы и так же, как тяжело нагруженный путник, поднимающийся в гору, становилась ленивой и неузнаваемой на редких, затяжных, высоких подъёмах».
Затем испытуемые пересказывали весь прочитанный текст. Из 45 испытуемых только трое осознанно заметили несуразицу - река не может течь вверх.
Большинство других испытуемых, старающихся честно пересказать этот текст, неосознанно «исправляло» эту немыслимость, например, так: «река то спускалась с горы бурным потоком, то, выйдя на равнину, текла медленно». Или так: «мальчиков кидало из стороны в сторону и поднимало то вверх, то вниз». […]
Итак, люди даже склонны неосознанно искажать в своей памяти текст, чтобы избавиться от имеющихся в нём противоречий.
Этот эффект получил в психологии название сглаживания когнитивного диссонанса. Проявления этого эффекта зачастую выглядят весьма экзотично, можно побудить человека совершить сравнительно невинный поступок, который он, однако, не собирался делать и который, например, противоречит его убеждениям. Сам факт совершения такого поступка вызывает у человека когнитивный диссонанс, т. е. противоречие. И он неосознанно его сглаживает в своей памяти, изменяя, например, собственные убеждения или оценку последствий содеянного».
Аллахвердов В.М., Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений, СПб, «ДНК», 2001 г., с. 54-56.
Эффект «сглаживания противоречий» по Леону Фестингеру