Нерешённые проблемы связи генетики и интеллекта по Говарду Гарднеру

«… мы представляем собой живые организмы, и в некотором смысле всё, чего мы когда-либо сможем достичь, уже заложено в нашем генетическом материале.

Более того, разница между генотипом (строением организма, обусловленным генами обоих родителей) и фенотипом (внешне выраженными характеристиками организма, проявляющимися в  определённых условиях) играет важнейшую роль в понимании поведения и интеллектуального профиля любого человека. Не менее важно и значение вариативности: поскольку от каждого из родителей человек получает огромное количество генов, которые могут сочетаться в неограниченном количестве комбинаций, не стоит удивляться тому, что любые два человека (за исключением идентичных, или однояйцевых, близнецов) не будут похожи друг на друга или что у любых двух человек окажутся сходные интеллектуальные профили.

Самого заметного прогресса генетика добилась в объяснении простых особенностей простых организмов.

Мы очень многое знаем о генетической основе строения и поведения плодовых мушек, а благодаря изучению моделей наследственности мы поняли, как передаются некоторые патологии человека, например серповидноклеточная анемия, гемофилия и дальтонизм.

Но когда речь заходит о более сложных способностях человека - умении решать уравнения, ценить или создавать музыку, совершенствоваться в иностранных языках, - мы все ещё не имеем понятия, какой генетический компонент за это отвечает и как он проявляется в фенотипе. Прежде всего, эти способности нельзя изучить в ходе лабораторных экспериментов.

Более того, сложные особенности зависят не от одного гена или небольшой группы генов, а, скорее, отражают действие множества генов, количество которых может быть полиморфным (т.е. в разных ситуациях проявляться по-разному). Действительно, когда дело доходит до таких  обширных и расплывчатых способностей, как интеллект человека, возникают сомнения, можно ли в этом случае вообще говорить об «особенностях».

Учёные, связанные с генетикой, конечно же, задумались над вопросом, что такое талант. Согласно одному из мнений,  определённые комбинации генов могут взаимодействовать друг с другом и привести к выработке энзимов, которые влияют на структуру в одном из участков мозга. В результате воздействия энзимов эти структуры могут расширяться, увеличивать число своих соединений или осуществлять большее торможение, а любая из этих возможностей может проявиться в виде возрастания потенциала для значительных достижений. Но один тот факт, что все эти предположения построены на таком количестве недоказанных суждений, свидетельствует о том, насколько они далеки от реальности.

Мы не знаем даже, проявляют ли люди, наделённые талантом (или страдающие явным умственным расстройством), наследственную тенденцию формировать определённые нервные соединения (которые в таком случае можно было бы обнаружить и у их близких родственников), или же они просто представляют собой один из способов случайной комбинации генов (а значит, похожие черты могут быть в равной степени присущи двум разным людям, не состоящим в родстве)».

Говард Гарднер, Структура разума: теория множественного интеллекта, М., «Вильямс», 2007 г., с. 83-84.