Закон революций поэта Ф.И. Тютчева в интерпретации Г.А. Голицына

Г.А. ГолицынИз рукописного наследия 1990-х годов: «В истории человеческих обществ существует роковой закон, который почти никогда не изменяет себе. Великие кризисы, великие кары наступают обычно не тогда, когда беззаконие доведено до предела, когда оно царствует и управляет во всеоружии силы и бесстыдства. Нет, взрыв разражается по большей части при первой робкой попытке возврата к добру, при первом искреннем, быть может, но неуверенном и несмелом поползновении к необходимому исправлению. Тогда-то Людовики Шестнадцатые и расплачиваются за Людовиков Пятнадцатых и Людовиков Четырнадцатых».

Тютчев Ф.И., Стихотворения. Письма. Воспоминания современников, М., «Правда», 1988 г., с. 302.

А Николаи II-е за Николаев I-х. Горбачевы - за Брежневых (Сталиных).

«По всей вероятности, то же самое постигнет и нас в том страшном кризисе, который - немного раньше или немного позже - мы должны будем пережить». Закон Тютчева - очень хотелось бы назвать закон его именем [...], потому что именно у Тютчева http://vikent.ru/author/159/ нашли мы ясную и чёткую формулировку этого закона. (Это тем более справедливо, что, напомним, Тютчев был не только поэтом, но и дипломатом, юристом, учёным.) Впрочем, поэты на Руси всегда были самыми умными, системно мыслящими людьми, чему множество доказательств даёт Пушкин. 

Верно и обратное: общество, уставшее от анархии и беззакония, очень легко скатывается к диктатуре. Это - обратный переход. Это и есть психологические, субъективные предпосылки двух типов революции.

Объективные предпосылки - избыток или дефицит ресурсов».

Цитируется по: Петров В. М., Социальная и культурная динамика: быстротекущие процессы, СПб, «Алетейя», 2008 г., с. 265-266.

 

Революция по В.И. Ленину, как разрушение сложной системы простыми средствами…