«Гений Леонардо да Винчи не перестаёт изумлять и озадачивать. Эксперты из Центра исследования и реставрации музеев Франции исследовали его «Мону Лизу», написанную, как и многие шедевры мастера, в технике sfumato (итал. - дымка), при которой ультратонкие слои краски и глазури многократно чередуются, создавая иллюзию глубины и тени. Рентгеновская флуоресцентная спектроскопия, выполненная, в частности, специалистами из Европейского центра синхротронного излучения (Гренобль, Франция), показала, что для создания знаменитой улыбки Моны Лизы да Винчи наносил пальцами иногда до 40 слоёв краски. Толщина каждого слоя составляет от 1 до 2 микрон - в 50 раз тоньше человеческого волоса. Суммарная толщина слоёв редко превышает 30-40 микрон. В зависимости от содержания пигмента, масла и смолы каждый слой должен был сохнуть несколько дней, а то и месяцев. Создание картины заняло более четырёх лет».
Улыбку Джоконды разобрали послойно, журнал «Science Illustrated», 2011 г., N 3, с. 11.