Различные аспекты, связанные с процессом мышления
Психология творчестваПсихология творчества
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Различные аспекты, связанные с процессом мышления
Психология творчестваПсихология творчества
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Роберт Вудвортс обратил внимание, что хороший телеграфист:
- точно выделяет контекст входящих / исходящих сообщений;
- может структурировать входящие / исходящие сообщения на разных уровнях.
Поворотным пунктом в изучении упражнения была paбота Брайена и Хартера (1897,1899) о приобретении мастерства в передаче и приёме телеграфных сообщений. Изучающие телеграфию подвергались еженедельным испытаниям [...] Было выделено несколько стадий обучения. Начинающий изучает сначала алфавит точек и тире. При передаче каждая буква представляет небольшую комбинацию движений пальца, при приёме - такую же комбинацию звуков... На этом этапе обучающийся при передаче и приеме произносит слова по буквам.
В ходе дальнейших упражнений он знакомится с формами слов и не произносит уже обыкновенных слов по буквам. Переход со стадии буквенных навыков к стадии словесных навыков растягивается на долгий период обучения, и, прежде чем эта стадия бывает вполне достигнута, начинает появляться ещё более синтетическая форма реакции. Хороший телеграфист не привязан так крепко к словам. Он может принять одним глотком несколько слов, фразу или даже недлинное предложение. При передаче, как и при других двигательных операциях, он мысленно забегает вперёд, но при приёме он научается - остерегаться забегания, т. к. это могло бы завести его на ложный путь.
Он учится, наоборот, смотреть назад и, прежде чем начать запись, позволяет двум или трём словам выйти из аппарата. Отставание от аппарата на несколько слов даёт время для схватывания смысла сообщения.
Суть этой работы можно выразить в двух терминах: единицы высшего порядка и перекрытие. Даже отдельный буквенный навык является высшей единицей по сравнению с отдельным звуком или движением пальца. Опытный телеграфист имеет в своем распоряжении целую иерархию низших и высших единиц, соответствующих буквам, словам и фразам. Это - положительные факторы мастерства. Они были бы, очевидно, невозможны без двух форм перекрытия: заглядывания вперёд при передаче и запаздывающей записи при приёме
Роберт Вудвортс, Экспериментальная психология, М., Иностранная литература, 1950 г., с. 476.