Психология творчества
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
Творческое развитие детей
X
Психология творчества
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
Творческое развитие детей
X
Дин Саймонтон, проанализировал данные различных исследователей и в книге: Гений, творческий потенциал, и лидерство: историеметрические данные / Genius, creativity, and leadership: Historiometric inquiries, выдвинул гипотезу, что «… среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение детей, предоставлять образцы творческого поведения для подражания.
С его точки зрения, максимально благоприятна для развития креативности социально и политически нестабильная среда.
Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:
1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.
2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребёнок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители - «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся учёных, так и преступников и психически больных.
5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребёнка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.
Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребёнку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребёнка.
Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих способностей ребёнка необходимо, чтобы среди близких ребёнкку людей был творческий человек, с которым бы ребёнок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье; в качестве образца для ребёнка могут выступать не родители, а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители.
Негармонические эмоциональные отношения в семье способствуют эмоциональному отдалению ребёнка от, как правило, нетворческих родителей, но сами по себе они не стимулируют развитие креативности.
Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребёнка творческой личности.
Развитие креативности, возможно, идёт по следующему механизму, на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одарённость преобразуется в актуальную креативность (синтез одарённости и опредёленной структуры личности)».
Дружинин В.Н., Психология общих способностей, СПб, «Питер», 2007 г., с. 216-217.