Д.Н. Лихачёв писал, что до 1917 года в Санкт-Петербурге люди творческих профессий имели склонность селиться в определённых местах: на левом берегу Невы селились артисты и художники-декаденты, на правом - учёные, профессура и художники академической школы.
«В городах и пригородах существуют районы наибольшей творческой активности. Это не просто «места жительства» «представителей творческой интеллигенции», а нечто совсем другое. Адреса художников различных направлений, писателей, поэтов, актёров вовсе не группируются в некие «кусты». В определённые «кусты» собираются места деятельности, куда тянет собираться, обсуждать работы, беседовать, где обстановка располагает к творческой откровенности (прошу извинения за это новое вводимое мной понятие), где можно быть «без галстуха», во всех отношениях расторможенным и в своей среде. Примечательно, что тяга к творческому новаторству возникает там, где появляется группа людей - потенциальных или действительных единомышленников. Как это ни парадоксально, на первый взгляд может показаться, что новаторство требует коллективности, сближений и даже признания, хотя бы в небольшом кружке людей близкого интеллектуального уровня. Хотя и принято считать, что новаторы по большей части люди, сумевшие подняться над общим мнением и традициями, это не совсем так. К этому стоит приглядеться».
Лихачёв Д.С., Заметки и наблюдения, Л., «Советский писатель», 1989 г., с. 48.