Анализ новостей в СМИ по Л.А. Ашкинази

«Надо всякий раз задавать мнимому собеседнику - т. е. себе - три вопроса.

Первый - что именно мне сказали? Поточнее. Каково именно утверждение? Не удивляйтесь, если вы с удивлением обнаружили, что не можете ответить на этот вопрос. Это всего-навсего означает, что вам не сказали ничего. Почему-то несколько часовые речи моего густобрового тезки, в которых не содержалось ничего, вас не удивляли. Почему же вы удивились, поняв, что такое же ядреное «ничего» содержится в газетной статье? А. вам казалось, что такое большое НИЧЕГО, ростом почти со слона, трудно упаковать в статью? Ну, может быть... Однако искусство журналистской кулинарии, то самое, про продукты которого они сами со здоровым цинизмом говорят: «А что? Пипл хавает», - не стоит на месте.

Второй вопрос - чему это противоречит? Очень часто то, что сообщает нам очередной журналист, давно забывший - если он их когда-то и знал - школьные науки, противоречит твёрдо установленным и ежечасно подтверждающимся на практике фактам. Например, регулярные взвизги насчёт опровержения теории относительности надо воспринимать с учётом того, что её положения используются не только при расчёте ускорителей (где мы, простые люди, а где ускорители?), но и высоковольтных электронных приборов, которые благополучно работают на телецентрах и мощных локаторах. Так что без теории относительности перестал бы показывать картинки телевизор и летать самолёт. Другое дело, что любая теория может быть уточнена и развита, но - в уже известное и проверенное могут вноситься лишь те незначительные поправки, которые не изменят полученные ранее данные и результаты.

Третий вопрос - следствия? Часто то, что нам сообщают, имеет простые, очевидные и заведомо нереальные следствия. То нам сообщают о двигателе с КПД 200 %, то о замене бензина водой, то об извлечении неограниченной энергии из камней, то об увеличении скорости работы процессора в десять раз... любой из этих результатов за считанные годы преобразил бы окружающий нас мир (или изобретатель был бы немедленно ликвидирован объединившимися для этой благородной цели нефтедобывающими странами и фирмами мира).

Понимание любого вопроса имеет несколько связанных сторон. Это знание структуры -  элементов и связей, знание законов функционирования, законов реагирования на внешние воздействия, наконец - умение управлять. Понятно, как все эти стороны связаны между собой: знание законов функционирования невозможно без знания структуры, знание этих законов весьма способствует значению законов реагирования на внешние воздействия».

Ашкинази Л.А., Экономическая и социальная жизнь глазами физика, М., «Урсс», 2008 г., с. 87-88.


Викентьев И.Л., Методика оценки методик