Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
Развитие малышейРазвитие малышей
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
Развитие малышейРазвитие малышей
X
«… работа детей, как и работа взрослых подчиняется определённым законам, но поскольку их работа различна по своей природе, так же различаются и законы, которые управляют этой работой.
Давайте сначала рассмотрим законы, которые управляют работой взрослого человека.
1. Разделение труда. Поскольку взрослый нацелен на создание материального продукта, его работу можно разделить и распределить между каким-то количеством людей. «Когда рук много, работа спорится», - гласит пословица. Также работу можно дифференцировать по виду и её специфике.
2. Достижение максимального результата минимальными усилиями. Ориентация труда взрослого человека на создание материального продукта приводит к тому, что он стремится производить как можно больше, затрачивая при этом минимум усилий. Это само по себе не предполагает нежелания работать, но означает, что существует разумная экономия рабочей силы. Отсюда следует, что взрослые могут использовать средства, облегчающие труд, для того чтобы сократить время на работу.
Теперь, если мы обратимся к работе ребёнка, мы обнаружим, что к ней эти два закона просто неприменимы. Если вдуматься, в данном случае не может быть разделения труда.
Поскольку работа ребёнка, в сущности, заключается в том, чтобы развиваться, он всё должен делать сам, и никто, даже если захочет, не сможет выполнить эту работу за него.
На самом деле «каждая попытка помочь - бесполезна и задерживает развитие», и «для того чтобы тебе исполнилось двадцать лет, ты должен прожить эти двадцать лет». То же самое относится и ко второму закону - «достижение максимального результата минимальными усилиями». Он также не применим к работе ребёнка, источником которой является внутренняя энергия, поскольку невозможно определить, сколько её потребуется для достижения конечного результата. […]
Поскольку источником работы ребёнка является «внутренняя энергия», она его не тяготит, как не тяготит его биение сердца. И то и другое - жизненно важные функции. Но работа ребёнка по сравнению с сердцебиением - явление более высшего порядка, это работа разума, поэтому он заведомо получает от нее удовольствие, «как спортсмен перед соревнованием, чувствующий победу».
Работа для него - это естественная форма жизни, жизненно важная функция, без которой личность не была бы способна к самоорганизации. Она настолько важна для созидательного труда ребёнка, что лишись он этой работы - его энергия отклонится от заданного курса и приведёт к отклонениям в развитии. И наоборот, есть только одно средство для того, чтобы исправить недостатки в развитии ребёнка, и это средство - работа. В этом состоит суть теории Монтессори о «нормализации ребёнка через работу».
Эдвин Стэндинг, Жизнь и творчество Марии Монтессори, СПб, «Волонтёры», 2010 г., с. 177-178.
И ещё – оказалось, что в нормальных условиях маленькие дети предпочитают труд игрушкам:
«Несколько состоятельных подруг Монтессори, светских дам из Рима, которых заинтересовала работа с детьми из бедных семей, подарили ей несколько дорогих игрушек: нарядные куклы, кукольный домик, посуду для кукол и даже игрушечную кухню. Монтессори расположила эти игрушки в комнате так, чтобы дети могли их так же легко достать, как и предметы для занятий. Результат был неожиданным. Дети никогда не выбирали игрушки. Это настолько ошеломило Монтессори, что заставило её вмешаться и показать детям, как нужно с ними играть, как обращаться с игрушечной посудой, как разводить огонь в игрушечной плите, «поставив рядом с ней куклу» и т.д. Какое-то время это занимало детей, но потом они отошли. «Игрушки никогда не были объектами спонтанного выбора детей». Так Монтессори пришла к одному из наиболее значительных своих открытий - факту, который для большинства людей всё еще остается неизвестным и невероятным, а именно: дети предпочитают труд игре».
Эдвин Стэндинг, Жизнь и творчество Марии Монтессори, СПб, «Волонтёры», 2010 г., с. 37.